Я это и раньше знал. Когда же перевел сына на семейное, то еще раз убедился ...
... Какие слова употребить, чтобы донести до родителей простую истину: в современной школе научить ребенка невозможно!
У меня нет таких сочетаний слов и я, определенно, не Паустовский. Поэтому я просто расскажу один случай из домашнего обучения.
История домашнего обучения. "Написание Н и НН"
История моя о понимании родного, русского языка. О чувстве языка, которое, как и любое чувство, можно получить только через прикосновение. Через многократное соприкосновение.
До этого я много писал о понимании на примере математики.
Но математика - довольно простой предмет, по крайней мере, на школьном уровне.
Ловушка непонимания математики - в переоценке значения математики в начальном обучении. И недооценке понимания родного и могучего. Языка, на котором мы думаем и получаем чувство понимания.
(Я оставляю до поры разговор о “правосторонней” составляющей обучения. Если кто в курсе - пишите отрицательные отзывы с учетом этой оговорки)).
ЕГЭ и домашнее обучение
Цель обучения - развитие способностей, улучшение жизни. Иначе зачем все это?
Но “Жизнь вообще” - это немного абстрактно. Хочется иметь какие-то намеки, верстовые столбы движения в правильном направлении. А если глубже - то знать, “где соломку подстелить”.
На это я и обращаю внимание в первую очередь.
Я ищу: где чаще всего ошибается большинство? Там и находится невидимая для большинства ловушка, капкан непонимания.
Любимая ошибка выпускников
Я просмотрел данные ФИПИ, анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за несколько лет и обнаружил “Общий знаменатель”. Анти-рекорд принадлежит ошибочному употреблению "Н / НН".
Я взял школьные учебники по русскому языку и провел собственное исследование.
Не буду здесь вдаваться в детали, иначе статья “распухнет”. Но, анализируя “правила”, я вспомнил свою школу, в которой ни с русским языком, ни с математикой )) у меня проблем не было.
Но было чувство: что-то здесь не так!
Любимая ошибка учителей
Количество правил оказывается меньше, чем исключений из них!)) Не находите странным такой подход к построению любой системы, даже, если это система родного языка?
К тому же, некоторые правила вступают в противоречия с другими. И, конечно же, любимая ошибка педагогов и психологов: ошибка аутореферентности!
Н - НН в прилагательных
Вот, например: правило написания НН в прилагательных с суффиксами ЕНН и ОНН.
“Блин горелый!”, - подумал я. (Этому ругательству 35 лет тому я научился у одного доктора наук в институте физико-технических проблем. Так он комментировал поведение своей жены, "слившейся в экстазе" с подругой по телефону)).
Так ведь вопрос как раз в том, сколько именно НН писать!
Одно Н, гласит правило, пишется в суффиксах АН, ЯН и ИН. Но тут же следуют исключения, которые по правилам запомнить не получается …
А если добавить сюда такую неопределенную часть речи, как причастие, - смесь прилагательного и глагола, которое идентифицировать “по правилам” не так-то просто, то …
… Вот на этом примере я и понял, почему современные школьники настолько безграмотны. Обучаясь таким образом, стать грамотным человеком просто н е в о з м о ж н о!
О чувстве языка и "человеческих" правилах
Поэтому я придумал свою систему различения Н - НН.
Простую систему, которую может придумать только человек, окончивший советскую школу и получивший затем техническое или естественно - научное образование. Не филолог и не педагог ))) И уже по ней я работал с сыном, распутывая клубки непонимания.
В течение 2-х недель ежедневных утренних занятий-бесед - часа по полтора - проблема Н / НН была вырвана с корнем.
И вот здесь я подхожу к тому, что продекларировал в заголовке статьи.
- Во-первых, современные учебники, построенные “от абстрактного к конкретному” с использованием “теоретико - множественного метода” элементарно запудривают мозги абсолютному большинству детей.
Проще говоря, по этим учебникам невозможно научиться понимать. Для очень многих даже правильное употребление Н / НН - проблема!
- Во-вторых, случись в школе умный и этичный учитель с жизненной позицией “Беру ответственность на себя” - не сможет он физически, по времени и психологически - вообще никак - сделать то, что некоторые из вас, родителей, могли бы сделать для своего ребенка.
И еще я понял, перерабатывая “правила” в более удобочитаемую и логичную систему понимания.
Не так страшна школа, как её малюют
У растения один корень, но из него растет множество побегов.
В любом школьном предмете не так много “узлов понимания” (как я это называю). Дома возможно их спокойно обнаружить и прояснить до самой глубины. И тогда мнимая сложность и многообразие вдруг осыпаются. Как сухие и уже ненужные листья с дерева осенью, когда плоды уже созрели
Когда понимание происходит - “правила” становятся ненужными. И возникает то самое “чувство языка”, которое можно получить только через многократное прикосновение к языку.
А не к его школьной имитации..
Согласны? ЛАЙК