Найти тему

Научить в школе невозможно! Мой опыт семейного обучения

Оглавление

Я это и раньше знал. Когда же перевел сына на семейное, то еще раз убедился ...

... Какие слова употребить, чтобы донести до родителей простую истину: в современной школе научить ребенка невозможно!

С сайта Pixabay.com
С сайта Pixabay.com

У меня нет таких сочетаний слов и я, определенно, не Паустовский. Поэтому я просто расскажу один случай из домашнего обучения.

История домашнего обучения. "Написание Н и НН"

История моя о понимании родного, русского языка. О чувстве языка, которое, как и любое чувство, можно получить только через прикосновение. Через многократное соприкосновение.

До этого я много писал о понимании на примере математики.

Но математика - довольно простой предмет, по крайней мере, на школьном уровне.

Ловушка непонимания математики - в переоценке значения математики в начальном обучении. И недооценке понимания родного и могучего. Языка, на котором мы думаем и получаем чувство понимания.

(Я оставляю до поры разговор о “правосторонней” составляющей обучения. Если кто в курсе - пишите отрицательные отзывы с учетом этой оговорки)).

ЕГЭ и домашнее обучение

Цель обучения - развитие способностей, улучшение жизни. Иначе зачем все это?

Но “Жизнь вообще” - это немного абстрактно. Хочется иметь какие-то намеки, верстовые столбы движения в правильном направлении. А если глубже - то знать, “где соломку подстелить”.

Отредактированное изображение с сайта puxabay.com
Отредактированное изображение с сайта puxabay.com

На это я и обращаю внимание в первую очередь.

Я ищу: где чаще всего ошибается большинство? Там и находится невидимая для большинства ловушка, капкан непонимания.

Любимая ошибка выпускников

Я просмотрел данные ФИПИ, анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за несколько лет и обнаружил “Общий знаменатель”. Анти-рекорд принадлежит ошибочному употреблению "Н / НН".

Я взял школьные учебники по русскому языку и провел собственное исследование.

Не буду здесь вдаваться в детали, иначе статья “распухнет”. Но, анализируя “правила”, я вспомнил свою школу, в которой ни с русским языком, ни с математикой )) у меня проблем не было.

Но было чувство: что-то здесь не так!

Любимая ошибка учителей

Количество правил оказывается меньше, чем исключений из них!)) Не находите странным такой подход к построению любой системы, даже, если это система родного языка?

К тому же, некоторые правила вступают в противоречия с другими. И, конечно же, любимая ошибка педагогов и психологов: ошибка аутореферентности!

Н - НН в прилагательных

Вот, например: правило написания НН в прилагательных с суффиксами ЕНН и ОНН.

“Блин горелый!”, - подумал я. (Этому ругательству 35 лет тому я научился у одного доктора наук в институте физико-технических проблем. Так он комментировал поведение своей жены, "слившейся в экстазе" с подругой по телефону)).

Так ведь вопрос как раз в том, сколько именно НН писать!

Одно Н, гласит правило, пишется в суффиксах АН, ЯН и ИН. Но тут же следуют исключения, которые по правилам запомнить не получается …

А если добавить сюда такую неопределенную часть речи, как причастие, - смесь прилагательного и глагола, которое идентифицировать “по правилам” не так-то просто, то …

… Вот на этом примере я и понял, почему современные школьники настолько безграмотны. Обучаясь таким образом, стать грамотным человеком просто н е в о з м о ж н о!

О чувстве языка и "человеческих" правилах

Поэтому я придумал свою систему различения Н - НН.

Простую систему, которую может придумать только человек, окончивший советскую школу и получивший затем техническое или естественно - научное образование. Не филолог и не педагог ))) И уже по ней я работал с сыном, распутывая клубки непонимания.

В течение 2-х недель ежедневных утренних занятий-бесед - часа по полтора - проблема Н / НН была вырвана с корнем.

И вот здесь я подхожу к тому, что продекларировал в заголовке статьи.

  • Во-первых, современные учебники, построенные “от абстрактного к конкретному” с использованием “теоретико - множественного метода” элементарно запудривают мозги абсолютному большинству детей.

Проще говоря, по этим учебникам невозможно научиться понимать. Для очень многих даже правильное употребление Н / НН - проблема!

  • Во-вторых, случись в школе умный и этичный учитель с жизненной позицией “Беру ответственность на себя” - не сможет он физически, по времени и психологически - вообще никак - сделать то, что некоторые из вас, родителей, могли бы сделать для своего ребенка.

И еще я понял, перерабатывая “правила” в более удобочитаемую и логичную систему понимания.

Не так страшна школа, как её малюют

У растения один корень, но из него растет множество побегов.

В любом школьном предмете не так много “узлов понимания” (как я это называю). Дома возможно их спокойно обнаружить и прояснить до самой глубины. И тогда мнимая сложность и многообразие вдруг осыпаются. Как сухие и уже ненужные листья с дерева осенью, когда плоды уже созрели

Когда понимание происходит - “правила” становятся ненужными. И возникает то самое “чувство языка”, которое можно получить только через многократное прикосновение к языку.

А не к его школьной имитации..

Согласны? ЛАЙК