.
На кого похож Шнитке как композитор? На Шостаковича, вряд ли, на Прокофьева, еще меньше, как, впрочем и на Стравинского. А на Шенберга похож, временами, очень. Но и здесь остается разница, состоящая в том, что Шенберг авангардист, и он точно не стилист, он только революционер, лишь оппозиционер культуре в той мере, в какой он оппозиционер миру, и тоталитаризму 20 века, выражающий свой протест - в дисгармонии души и мира. В Шенберге много еще от классика, следующего канонам Вагнера, как отмечал, это и Адорно. Авангардист он - потому что он, оппозиционер. А Шнитке стилист , при этом тонкий, иногда изощренный. Не авангардист, но постмодернист, у него много цитат, как и много игры со стилями. Не оппозиционер, а скорее, апокалиптик, хотя, не всегда, я бы сказал, христианский. Для Шнитке важнее не столько выразить дисгармонию, или, даже, не столько выразить конфликт души и мира, сколько выразить некую сложную полигармонию своей эпохи, и всей культуры, в конце времен, как некое, сложное откровение . И в этом понимании он именно культурный апокалиптик. Но то, что музыка Шенберга, очень повлияла на музыку Шнитке, для меня это очевидно. Хотя, по этим, и многим другим причинам, я бы, конечно, не назвал Шнитке - русским Шенбергом.
ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ ТОЛЬКО ГАРМОНИЧНУЮ МУЗЫКУ
.
Какую я люблю музыку, говоря о классике? Гармоничную музыку. Конечно, я ориентируюсь в авангарде и в модерне, легко определю эпоху даже, незнакомой мне музыки, и не спутаю Шенберга и Шнитке, не смотря на очевидность влияния Шенберга на Шнитке. Но в дисгармоничной музыке, как в картинах Пикассо, я буду искать - гармоничные, классичные проявления , потому что авангард для меня это лишь поиск притупленной классичности, и я назову такие классичные произведения и у Шнитке и у Шенберга . Ибо, мои идеалы в музыке - классичные, так же как и в поэзии. В поэзии, это Пушкин, в русской музыке это Чайковский, который развивал свое повествование не романно, как Прокофьев, и даже не поэтично, как Глинка, (или не живописно -былинно, как Бородин) , а сказочно, как взрослый гений с душой ребенка, или, как Пушкин, помнящий первую свою сказку... Даже первые аккорды Вальса Цветов - о чем они? Это то обещание сказки, которое композитор и воплощает, а не просто манит ими в свой темный лес. Лес становится поляной, поляна- райским садом, время - пространством , а пространство - встречей. Это место и запоминается. Музыка , это именно , то, что запоминается, а не просто сильно действует, не запоминаясь, как в авангарде. Хотя, я ни в коем случае - не отрицаю авангард.
.
О ЧАЙКОВСКОМ И О РОК МУЗЫКЕ
.
Кстати, что роднит группу Within Temptation с композитором Чайковским? Логика, развитие, и диалектика детской сказки. Не саги, не романа, а именно сказки, как в Щелкунчике Чайковского, или в Спящей Красавице. В этом их отличие от группы Nightwish (такое же как между Вагнером и Чайковским), Nightwish это логика саги, или эдды. А Within Temptation - логика симфонической (рок -симфонической) сказки. Сказки, по преимуществу, северной .