Найти тему

Делегированный синдром Мюнхгаузена или синдром Полли

С 9 декабря общественность будоражит новость о ребенке, прожившем свои 5,5 лет в частной клинике. О ребенке, что никогда не встречался со своими ровесниками, не видел своих братьев, а мать видел крайне редко. Все время проводил в больничной палате, не имея при этом никакого серьезного диагноза со слов лечащих врачей, при этом родители ребенка уверены в абсолютно противоположном.

В голову сразу пришло несколько подобных случаев. Реальных и не очень.

В голове ярко вспыхнул недавно просмотренный сериал «Острые предметы», повествующий о патологических отношениях между матерью и тремя дочерьми. Мать была полностью уверена в серьезных недугах всех троих дочерей, доведя среднюю до смертельного исхода применением разных комбинаций антифриза, крысиного яда и рецептурных препаратов. Две другие дочери выросли с выраженной тягой к нанесению самоповреждений, неконтролируемым поведеническим реакциям и др.

Фильм и книга «Похороните меня за плинтусом» также ярко повествует о пожилой женщине с проявлением такого вот сложного синдрома.

А еще пара случаев из реальности.

Отношения матери и дочери, живущих в США. Там мать убедила врачей, ребенку было сделано несколько оперативных вмешательств, например, удалены слюнные железы. Был снят документальный фильм о сложной жизни, а мать Ди-Ди представлена в героическом свете. Благотворительные организации оплачивали все от строительства нового дома, до прихотей нездоровой женщины.

В г. Самаре не так давно мать, «поставив дочери серьезный диагноз», без ведома врачей «кормила» девочку серьезными рецептурными препаратами, которые вызвали тяжелые побочные эффекты. Помнится доктора даже прятали эту девочку в реанимации, чтобы усмирить пыл матери в самостоятельном назначении лекарств.

В этих историях мы видим гиперопеку, доходящую до абсурда, до уровня, когда мать намеренно инвалидизирует своего ребенка с целью выглядеть героиней, получать признание от окружающих, а возможно и денежные компенсации.

Зачем? Здесь вопрос к психологам и психиатрам, что исследуют такую психопатологию.

В России такой синдром не рассматривается отдельно, а входит в состав тех или иных психических расстройств, например, психопатий или заболеваний шизофренического спектра. Возникают они в результате многочисленных факторов: наследственность, отсутствие заботы и взаимопонимания в детском возрасте или, наоборот, гиперопека, одиночество, нарушения настроения, социальные стрессы.

К сожалению, такие пациенты редко самостоятельно приходят за помощью, они без критики относятся к своему поведению в отношении своих детей. Поэтому именно родственники могут заметить проблему и помочь ее решить.

А далее будет следовать довольно длительное лечение с приемом лекарственных препаратов и назначением психотерапии.

Важно, чтобы сам человек понял и принял другую модель поведения, безопасную для своих же детей.