Время от времени я перечитываю мамины дневники. Ее уж нет со мной почти 20 лет. Возможно, называть ее записи дневниками не совсем правильно. Мама всегда любила писать. Любой клочок бумаги, ручка или карандаш, иногда тетради или блокноты - все шло в ход. Она записывала все: кулинарные рецепты и советы, свои мысли, чьи-то цитаты, часто свои стихи, много стихов, черновики писем для нас, календари погоды или своего самочувствия, планы, расходы, все, что почему-то вдруг захотелось перевести на бумагу. Всю ее жизнь у нее была эта потребность - записывать.
Почерк у мамы был почти калиграфический, но это когда она писала неспеша, с чувством, с толком. Есть записи, где и слова и почерк - это растерянность, отчаяние, страх.. Есть записи-размышления и почти философские новеллы. Записано все без редактуры, просто поток мыслей.
И вот незадолго до смерти она взялась приводить эти разрозненные записи в некую систему дневников, которые хотела оставить нам, своим дочерям.
Дневники эти предназначались нам троим, но я взяла их первой после маминой смерти. Да так и оставила себе. Через год я еще не готова была их отдать, а потом никто из сестер не просил. Не то, чтобы им не нужно. Просто у них есть от мамы и что-то другое - фотографии, письма, памятные вещи. И потом, я среди нас самая крепкая, сильная и здоровьем и духом. Всегда была такой, маминой опорой. В детстве. Ведь младшая сестра была самой маленькой, младенцем осталась после папиной трагической гибели. А у старшей серьезные проблемы со здоровьем рано проявились. Так что по большей части все эти мамины записи - для меня. И когда мне не хватало слез, чтобы справиться с ее потерей, я доставала их, читала и ревела. Не плакала, ревела, порой просто в голос.
Потом пришло принятие. Я отпустила ее, перестала, наконец, жалеть себя за то, как мне без нее плохо. Я стала думать обо всем теплом, светлом и родном, что с ней связано. И с тех пор именно так я ее вспоминаю, с теплом и благодарностью. Даже наши разногласия, непонимание и конфликты. Теперь для меня это просто жизненный опыт.
Было время, когда я пыталась систематизировать мамины записи. Выбрать отдельно ее любимые рецепты. Отдельно - пожелания и обращения к нам, ее детям и нашим семьям, к ее внукам. И письма. Много писем было отправленных, было немало и неотправленных, и еще черновиков (кто пишет черновики писем?). Но больше всего мне хотелось разобраться с ее стихами. Мама рифмовала все подряд - и шутки, и советы, и пожелания, и воспоминания - не слишком заботясь о литературности своего языка. Это было такое самовыражение, не для публики. Правок, тем не менее, она вносила немало, но это было из желания точнее выразить свою мысль, а не стремления к стилю или идеальной форме.
Но, увы, я не поэт ни в каком виде. И редактировать стихи задача для меня непосильная. А потом, в них так много очень-очень личного. Что я решила не трогать. Никому чужому не показывать. Она ведь и не просила. Читаю сама. Что-то показываю своим детям - там где про них и про историю семьи.
И может быть от мамы у меня эта потребность писать обо всем на свете. Как только научилась ручку держать, писала всем родственникам письма, открытки поздравительные. А недавно моя подруга призналась, что хранит мои письма больше чем 20-летней давности.
Последнее бумажное письмо я написала лет 10 назад - коллега по работе, услышав про мою былую любовь к бумажным письмам, сказала, что никогда в жизни не получала писем. И я ей написала:) А потом мой старший сын интересовался, как написать письмо и как его отправить. Он тоже любит бумагу и ручку, еще подростком начал вести дневники. Это что, генетически передается, или у всех людей есть потребность писать, интересно?
Поделитесь своими мыслями на эту тему. Ведь интересно.