Документальный фотограф Андрей Шапран в 2017 году побывал в Горном Алтае, где проходили настоящие сражения — республиканские соревнования по «кок-бору» (козлодрание) — грубой динамичной игре для искусных всадников. Андрей рассказывает о тысячелетней традиции кочевых народов и алтайской команде по кок-бору.
Автор текста и фотографий Андрей Шапран
Кок-бору — традиционный для кочевников вид спорта, запрещенный в советские времена, который не так давно возродился в Киргизии. Это жесткая мужская игра тюркских народов, занимающая особое место в древней кочевой культуре.
Дословно «кок-бору» переводится как «серый волк». Как гласит предание, древние кыргызы первоначально загоняли на конях именно волка. А затем добычу использовали как главный объект молодецкого спора и борьбы джигитов за главный трофей. Откуда же появилось «козлодрание»? Позднее в качестве предмета состязания стали использовать тушу козла или овцы.
Игра похожа на футбол: играют две команды всадников (по четыре игрока), вместо мяча используют туша барана, вместо ворот — подобие больших казанов. Участникам необходимо перекинуть барана в зачетную зону противника, в то время как соперники пытаются эту тушу перехватить.
У болельщиков сборной Киргизии есть мечта — сделать кок-бору олимпийским видом спорта, сохранить древние традиции кочевых народов. Образ всадника можно встретить во всех народных сказаниях, включая знаменитый «Манас». В Таджикистане эта игра носит название «бузкаши», в Казахстане — «кокпар тарту».
В современном мире возникает вопрос, зачем использовать труп животного, который можно заменить мячом. Киргизы отвечают, что, помимо соблюдения древних традиций (игре кок-бору не меньше тысячи лет), есть практическая выгода — выигравшая команда съедает овцу.
Несмотря на то, что животное забивают до игры, европейские зрители не всегда разделяют подобный подход. С 2016 года на официальных соревнованиях вместо козла или барана, которому накануне игры отрезали голову и использовали в качестве мяча, теперь используют муляж. Однако играть муляжом на деле оказывается значительно сложнее.
Козлодрание было запрещено в Советском Союзе не только по причине неэтичного трофея, но и из-за чрезмерной жесткости состязания: серьезные травмы могут получить как всадники, так и лошади. Нередко люди погибали из-за отсутствия строгих правил: добраться до овцы надо было любой ценой.
Сейчас ужесточились правила, сократилось время проведения игры (раньше деревня на деревню могли играть неделю), игроки используют защиту. И все равно это достаточно травмоопасно: переломы, рассечения — не редкость.
В Россию азиатская игра пришла в 2000-х и прижилась только на земле Алтая. Были попытки создания команд и федераций и в других азиатских регионах страны, но спустя двадцать лет говорить можно только об алтайской команде. Алтайцы делали попытки участия в международных соревнованиях: выезжали в Чимкент, выступали в качестве легионеров. В условиях жесткой борьбы и не всегда спортивных правил алтайцам удалось заявить о себе.
Я разговариваю с председателем федерации кок-бору на Алтае Анатолием Унуковым.
— Откуда берутся игроки?
— Спускаются с гор! Кок-бору — игра кочевников, игрок должен не просто сидеть в седле, а умело управлять конем. Большинство игроков в кок-бору — пастухи, которые на время соревнований оставляют свои стада и спускаются с гор.
Игра кок-бору на Алтае давно стала престижным занятием. Зайдите в любое село после чемпионата и посмотрите, во что играют дети: не в футбол или хоккей, они играют в кок-бору! И любимые игроки у них — алтайцы!
Правда, проводить подобные соревнования накладно. Это не футбольная команда — посадил людей в автобус и привез. Мы везем лошадей, неделю содержим здесь, кормим и людей, и животных. Едва наскребаем деньги, но только в честном спортивном состязании можно выяснить, кто сильнее.
Сборные других стран имеют поддержку со стороны своих государств, у нас такой помощи нет. Сегодня у казахов в сборной только тренеров — пять человек по физической подготовке, джигитовке, работе с лошадьми.
У нас же, на Алтае, пасут ребята своих овец, а потом выходят на поле и играют. По сути, мы дворовая команда по футболу. Тем удивительнее для всех была наша победа на первых играх кочевников в Киргизии.
Мы победили братьев-монголов, братьев-узбеков, выходим в финал вместе с киргизами. У тех своих две команды, всадники и лошади — на размер выше и больше каждого из нашей команды. Задача была — лечь костьми, чтобы киргизам некуда было козла забросить!
Игра у наших ворот, но случился конфуз — вся толпа проскакала, козла потеряли. Нашелся игрок — подобрал и забросил в ворота киргизам. Счет «один — ноль», мы ведем. Второй тайм по нолям, а на третьем я не выдержал, ушел за трибуны. Но наши собрались, вырвались вперед и забросили второй «мяч».
Появилась надежда, что команда выстоит. До окончания матча наша команда забрасывает еще двух козлов киргизам, и с красивым счетом «четыре — ноль» мы становимся победителями.
Никто не ожидал этого настолько, что после окончания матча мы садимся в машину и едем в аэропорт без награждения, без призовых. Мы растерялись в этой ситуации — даже сами не были готовы к своей победе!
Звонок организаторов вернул нас на поле с половины пути. Трибуны ликовали, поздравлял лично президент Киргизии.
На закрытии стояло двенадцать команд из двенадцати государств. Российская команда посередине. Никогда в жизни за российский триколор я так не дрожал: на спинах у нас было написано — «Россия» и во время соревнований мы постоянно ловили на себе косые взгляды. Но когда стали объявлять победителей — все трибуны встали.
Наша маленькая республика Алтай с населением 250 тысяч человек, из которых всего 60 процентов — этнических алтайцев, представляет большую Россию в этом красивом древнем состязании.
Автор текста и фотографий Андрей Шапран