В деловой литературе порой встречаются удивительные сочетания. Недавно я закончил читать книгу, авторами которой стали бизнес-консультант и буддийский монах. Казалось бы, что общего может быть у людей из столь разных миров? Давайте разбираться! Мой сегодняшний пост о книге «Пусть истинного лидера» Его Святейшества Далай Ламы XIV и бизнес-консультанта Лоренса ван ден Майзенберга.
Кто авторы?
Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо – духовный лидер буддистов, лауреат Нобелевской премии мира и на протяжении более 50 лет – глава Тибетского правительства в изгнании.
Лоренс ван ден Майзенберг – Консультант по вопросам управления, работавший в 12 странах мира. Говорит на 7 языках. Специализация Лоренса – повышение эффективности высшего руководства крупных компаний.
Структура книги
Книга состоит из 3 частей:
- Управление собой;
- Управление организацией;
- Жизнь во взаимосвязанном мире.
Несмотря на множество титулов авторы коротко и скромно называют себя Монах и Консультант. Вся книга — перечень этических и экономических вопросов, на которые изложены точки зрения Монаха и Консультанта. В одних случаях мнения авторов совпадают, в других разнятся, но чаще всего – дополняют друг друга. Жёсткий и рациональный взгляд Консультанта обогащается мудростью и вдумчивостью Монаха.
Управление собой
В течение всей книги авторы неоднократно повторяли о важности спокойствия, собранности и сосредоточенности для деловых людей. Иными словами, разум истинного лидера должен быть:
- Умиротворённым
- Не отягощённым отрицательными мыслями эмоциями при принятии решений
- Тренированным и сфокусированным, т.е. способным к высокой концентрации в нужный момент
Главной проблемой современных управленцев Монах назвал неспособность посмотреть на вопрос с разных точек зрения. Причину этого авторы видят во всё более возрастающей специализации. Полностью фокусируясь на определённой сфере деятельности люди теряют способность постигать взаимосвязи между различными сферами жизни общества.
Простой пример: руководитель нефтяной компании принимает решение о затоплении в море старой добывающей платформы. Подобное решение сэкономит компании сотни тысяч долларов, но принесёт вред окружающей среде. Сейчас такие решения сложно представить, но они были реальностью ещё 40 лет назад. И принимались такие решения исключительно из соображений выгоды, без учёта возможных последствий.
Авторы говорят, что истинное лидерство – способность видеть проблемы во всём их многообразии и решать их комплексно. Лидеры – это люди, обеспечивающие процесс позитивных перемен. Поэтому не обязательно быть руководителем, чтобы быть лидером. Монах и Консультант призывают каждого человека найти лидера в самом себе и использовать приведённые в книге практики.
Так что же нужно сделать для того, чтобы взять под контроль свой разум и принимать правильные решения? Ответ авторов: использование двух буддийских принципов — правильного воззрения и правильного действия.
Правильное воззрение и правильное действие
Правильное воззрение и правильное действие состоят из:
- Оценки всех возможных последствий принятого решения с разных точек зрения: руководителя, сотрудника, жителя города, гражданина страны и т.д.
- Внимательного отслеживания выполнения решения;
- Приведения к общему знаменателю противоречащих целей;
- Учёта интересов разных сторон;
- Оценки последствий в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Монах подчёркивает, что концепция правильного воззрения теряет смысл без использования концепции правильного действия. Иными словами, размышления и действия должны соответствовать друг другу. При этом недостаточно, чтобы решение было справедливым. Лидер должен также довести до сведения всех заинтересованных сторон логическое обоснование такого решения.
С деловой точки зрения, цель правильного воззрения в том, чтобы:
- Удовлетворить потребность Клиента;
- Повысить удовлетворённость сотрудника своей работой.
Этичный бизнес
Большое внимание в книге уделено принципу взаимозависимости. Буддисты считают, что в мире всё находится во взаимосвязи друг с другом и имеет свои причины и следствия. Каждое предпринятое человеком действие имеет последствия как для него самого, так и для других людей. Этот процесс бесконечен.
Компания – типичный пример взаимозависимой организации. Компания зависит от потребителей, поставщиков, клиентов, акционеров и правительства. Действия всех перечисленных сторон вместе образуют бесконечную цепь причин и следствий.
Осознавая принцип взаимозависимости, а также принципы правильного воззрения и правильного действия авторы делают вывод: в основе принимаемых в компании решений должны стоять этические принципы. Компания должна ориентироваться не только на личные выгоды, но и осознавать последствия для всех заинтересованных сторон.
В качестве примеров этичного поведения компаний в книге приведены истории General Electric, Unilever, IBM и других бизнесов мирового масштаба.
Возникает резонный вопрос: разве цель любого бизнеса не в получении прибыли? Да, это так же очевидно, как необходимость воздуха для жизни человека. Но авторы призывают рассматривать прибыль, как критерий правильности деловых решений, а не их причину. Т.е. решения должны приниматься исходя из этических установок и здравого смысла, а не в расчёте на получение максимальной прибыли в моменте.
Монах и Консультант подчёркивают: цель бизнеса – благополучие человека, общества и окружающей среды. Прибыль – конечный результат такой работы.
Через призму подобных воззрений Монах и Консультант также проанализировали причины мирового финансового кризиса 2008 года.
Медитативные практики и базовые принципы работы для деловых людей
В завершении книги Далай-лама привёл свой взгляд на:
- «6 совершенств», которые должен воспитывать в себе истинный лидер;
- 7 качеств идеального человека;
- 8 мирских забот, которые влияют на каждого человека. Например, похвала и критика, успех и неудача и т.д. Далай-лама даёт свои советы о том, как реагировать на каждую из таких ситуаций;
- 5 важнейших принципов работы любой компании.
Подводя итог, Далай-лама провёл краткий обзор принципов буддизма, которые будут полезны деловым людям. Таких принципов оказалось 35 и большая часть из них подробно рассмотрена на практических примерах в предыдущих главах.
В приложении к книге авторы привели простые методы медитации для занятых людей. Эти методы не требуют много времени или специального инвентаря.
Заключение
Чтение книги Монаха и Консультанта – хороший способ посмотреть на привычные вопросы под другим углом. Вещи, о которых говорят авторы, порой кажутся очевидными. Тем не менее, их размышления складываются в стройную и понятную концепцию. Концепцию бизнеса, который призван делать мир лучше, а людей счастливее.
Как минимум, книга полезна тем, что позволяет сформировать в голове образ идеальной компании. И создание такой компании — цель благородная, пусть и практически недостижимая. Как любят говорить профессиональные спортсмены: «Требуй от себя невозможного и получишь максимум» 🙂
В книге нет занудства и нравоучений, читается она легко и быстро. Поэтому рекомендую. Электронный вариант книги легко ищется в гугле. Заказ бумажной версии доступен на сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер».