Местом громадной тайны можно назвать Воронцовский дворец, расположенный в Крыму у подножия знаменитой горы Ай-Петри. Идеально вписавшееся в окружающий пейзаж, это элегантное здание, соединившее в себе европейский и восточный стили, притягивает множество любопытных своими архитектурными изысками и аурой мистики.
И хотя в этом дворце привидения не водятся (хотя кто знает?), сам он насквозь пронизан загадками. Кажется, что это величественное и суровое здание хранит нечто такое, от чего захватывает дух.
Контуры здания отражают очертания горных вершин
Официальная версия гласит, что построен он был в 1848 году для генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Воронцова. Строительство велось в течение 20 лет, начиная с 1828 года, силами крепостных крестьян Владимирской и Московской губерний и потомственных камнерезов со всей России.
Спроектировал эту роскошную летнюю резиденцию для русского графа английский архитектор Эдуард Блор, на счету которого более 600 отреставрированных и построенных зданий в родной Англии.
Примечательно, что сам архитектор в Крыму так и не появился, – свой проект он делал исключительно по тем рисункам Алупки, которые ему переслал граф Воронцов. Следует признать, что со своей задачей английский зодчий справился на ура – редкое здание столь органично вписывается в сложные природные ландшафты. Контуры Воронцовского дворца в буквальном смысле зеркально отражают довольно причудливые очертания горных вершин вокруг, а из его окон открывается изумительный вид.
Почему граф Воронцов остановил свой выбор на английском архитекторе? Да потому что сам граф, будучи сыном российского посла в Лондоне, всё своё детство провёл в Лондоне и впоследствии считал, что Крым напоминает «туманный Альбион» своим влажным климатом. Михаил Семёнович до конца дней оставался «чуть-чуть англичанином» и возвёл свою «маленькую Англию» в Крыму.
Твёрже только алмаз
Воронцовский дворец с виду – суровое и строгое здание, несмотря на ажурные восточные мотивы. Чем-то оно даже похоже на средневековые рыцарские замки, выделявшиеся простотой и чёткостью линий.
Внешнюю суровость зданию придаёт тот материал, из которого дворец построен. Собственно говоря, этот же материал и представляет главную тайну Воронцовского дворца.
Вначале планировалось, что здание будет белоснежным, возведённым из белого инкерманского камня – разновидности известняка, которого полно в Крыму. Однако по каким-то причинам было решено использовать для строительства местный диабаз (современное название – долерит).
Диабаз – довольно странный выбор для строительства. По шкале Мооса – это одна из самых твёрдых горных пород, чья твёрдость составляет 6–7 единиц. Проще говоря, твёрже диабаза только алмаз, и обрабатывать его более простыми инструментами практически невозможно. Для этого годится алмазный станок, да и то он может справиться лишь с небольшими деталями из диабаза, но отнюдь не с огромными каменными блоками и плитами, которые ещё и следует обработать так, чтобы они точно подходили друг к другу.
Из-за необычной плотности даже раскол этого камня является трудным делом. Так что эту супертвёрдую породу почти не используют для строительства зданий, лишь для облицовки, но чаще всего им мостят дороги. Вот для них диабаз – идеальный материал! Хотите увидеть диабаз – отправляйтесь на Красную площадь в Москве, она им вымощена полностью.
Дворец – база инопланетян?
Однако Воронцовский дворец не просто полностью возведён из диабаза, он из него буквально выточен – идеально отшлифованные камни настолько ювелирно обработаны и подогнаны друг к другу, что здание кажется вырезанным из единого монолита.
Когда в наши дни здание дворца потребовало частичной реставрации, у него «заляпали» повреждённые участки похожим по цвету камнем, но отнюдь не диабазом, так как, по словам реставраторов, это в принципе невозможно. Чтобы сегодня более-менее обработать данную породу, необходимо использовать трудоёмкие технологические процессы, со специальным оборудованием.
Что же получается: в XIX веке возвести дворец из диабаза было возможно, а в XXI – нет?
Каменный бархат – синтез неведомых технологий
11 декабря 201911 дек 2019
3 мин