...И смотри, на абордаж попусту не лазай!
(с) бабушка пирата
В "Золотой век пиратства" жизнь морского разбойника - йо-хо-хо и бутылка рому! - вольной отнюдь не была. Она таковой лишь казалась с виду, с безопасного расстояния, глядя откуда-нибудь с берега, желательно из хорошо укрепленного форта...
Анархии на нормальном пиратском корабле сроду не было. Если не завести в сборище отъявленных головорезов железной дисциплины, то конец этого сборища будет быстрым и печальным - на испанском, французском или английском эшафоте.
На большинстве кораблей пиратов, каперов, буканьеров и приватиров дисциплина определялась при помощи так называемого "контракта" - документа вроде коллективного трудового договора, объединенного с судовой ролью (в нашем современном понимании). Состав команды и исполняемые каждым членом экипажа функции там были прописаны от и до, от сих до сих, максимально четко и конкретно, поскольку от статуса зависела доля в добыче, положенная каждому. Хранился контракт под замком у капитана.
И на каждом корабле числился по штатному расписанию офицер (без дураков, хоть и пиратский), специализировавшийся по совершенно мирной работе. И я имею в виду не врача (хотя судовой врач если и присутствовал, то также имел офицерский ранг), а... плотника.
Именно так. Плотник на деревянном корабле совершенно необходим, особенно в долгой "автономке".
Дерево иногда ломается. Дерево, каким бы прочным ни было, гниет от влаги (почти не подвержена гниению только лиственница). Различные деревянные части, от элементов рулевого привода до деталей обшивки, периодически выходят из строя. Кстати, уже в конце XVI - начале XVII века был изобретен штурвал - то самое "рулевое колесо", которое при помощи довольно сложного привода соединялось с судовым рулем - а это довольно сложная механика, большая часть элементов которой выполнялась из дерева. Поэтому плотник на деревянном судне (или начальник группы плотников на особенно большом корабле) - это жизненно важная должность, примерно как старший механик на современном стальном корабле.
Поэтому, дамы и господа, если кто будет писать книжку про пиратов - учтите, что плотник - это офицер!))
Кстати, офицеры пиратского корабля, исключая квотермейстера - начальника абордажной команды, в лихие абордажи обычно не ходили. Их жизнь была слишком ценна. Без штурмана, случись шальная пуля, никак, без врача - тоже нехорошо, а без плотника - хоть сам застрелись...))