Найти в Дзене
О праве по-русски

Насилие по-закону. Можно ли определять законом, кого наказать, а кого помирить?

Оглавление

Новые законы должны "закрывать" существующие вопросы, а не порождать новые. Почему у нас опять наоборот?

На общественное обсуждение вынесен проект Федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации". Очень надеюсь, что формулировки нормативного акта будут серьезно скорректированы, потому что в представленной редакции вызывают у меня лишь недоумение.

Закон однозначно нужен

Сразу хочу обозначить свою позицию - проблема существует, её нужно решать. Нельзя сказать, что в настоящий момент она не решается совсем, уголовное и административное законодательство содержит санкции за совершение противоправных деяний в этой сфере.

Вместе с тем, статистика печальная и это значит, что проблему нужно решать не только правовыми средствами.

Но не до абсурда же доходить

Я долго пытался понять логику законодателя, анализируя проект. Не искал поле для критики, а пытался понять правовую позицию.

Попытку решать проблему в комплексе заметил, но зачем доводить решение до абсурда.

В статье 2 проекта закона даются определения ключевым понятиям, которыми он оперирует:

-2

Оказывается, говорить о семейно-бытовом насилии можно лишь тогда, когда это насилие не является преступлением или административным правонарушением.

Побои, получается, под это определение не попадают.

Тогда хочется спросить авторов законопроекта: "А что тогда попадает под это определение?"

Ну вот реально? Если у вас родились примеры, не сочтите за труд, отпишитесь в комментариях. Я не могу придумать ситуацию насилия, чтобы она не была при этом противоправной с точки зрения уголовного и административного законодательства. Разве что причинение морального вреда, которое может содержать лишь признаки гражданского проступка.

В любом случае, вынесение уголовных и административных правонарушений за рамки применения данного закона - странное решение.

Сожители не могут совершить семейно-бытовое насилие

Второй момент, который вызвал у меня бурю эмоций, это выведение из субъектного состава лиц, находящихся не в браке.

Данные статистики разнятся, но большинство источников указывают на цифру около 40% семей, в которых люди живут без регистрации брака (по крайней мере долгое время до регистрации брака).

Еще одна цитата из той же статьи:

-3

Что видим? Семейно-бытовому насилию могут быть подвергнуты:

  1. Супруги или бывшие супруги.
  2. Не супруги, но имеющие общего ребенка лица.
  3. Близкие родственники (родители, дети).
  4. Лица связанные свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (например, родители супруги или супруга).

Все.

Мужчина и женщина проживают вместе, брак не зарегистрирован, общих детей нет - семейно-бытового насилия в этой ситуации быть не может. Закон на такие случае не распространяется.

А почему собственно? Чем насилие в этой семье будет отличаться от насилия в случае, если бы в паспорте был пресловутый "штамп"?

Нет у меня ответа и на этот вопрос. И еще масса вопросов возникло. Закон нужен, но не сырой и противоречивый. Я бы не торопился с принятием данной редакции законопроекта, нужно серьезно поработать над формулировками.

Почитать текст законопроекта и принять участие в обсуждении можно здесь. Для обсуждения, правда, придется зарегистрироваться.

Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если статья была полезна.

Канал "О праве по-русски" ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть на своем экране серьезные юридические тексты, написанные простым языком