Найти тему
Таёжные экспедиции

Одиночный сплав по диким и прекрасным речкам южной Якутии

Уважаемые читатели, на этом канале много эпизодов о таком сплаве. Но все они в объёмных статьях, которые уже не выставляются в ленту, отыскать их непросто. В виду того, что для таёжных странствий это важно, особенно для неопытных людей, сведу пару эпизодов в короткую статью.

Сплав – очень хорошее подспорье при бездорожье, без него не обойтись в длинных маршрутах. Если пешком с двухпудовым захребетником за день в среднем преодолевается 10-12 км, то сплавом даже по самой неудобной речке – не менее 20 (по удобной – до 50). А на большой реке после обильных дождей можно проскочить и 100 км, к тому же при сплаве тратится меньше физических сил, чем при пешке. Под термином «неудобная» подразумевается речка с мелкими и частыми перекатами, с завалами, с порогами, требующими обноса, с узкими прижимами и т.п.

Каменистое русло. Фото из личного архива
Каменистое русло. Фото из личного архива

Само собой разумеется, что у одиночника при передвижении по бездорожью на своих двоих плавсредство транспортабельное, то есть небольшое. В 90-х годах мне приходилось использовать самодельный надувной плот, а позже лодку с надувным дном малой грузоподъёмности (100 кг).

Главное, что нужно при сплаве на «тазике» – это бдительность, поскольку остойчивость у него невысокая. Кто-нибудь подумает, «зачем вообще нужен такой сплав, раз он опасен?» Поверьте, после нескольких дней пути под тяжким рюкзаком, очень нужен – он, как палочка-выручалочка для путника. На ровном течении или на плёсе вообще нет проблем, они появляются на неудобных участках реки.

Итак, перекат или порог.

Обычно на двухкилометровке (самая используемая карта) эти препятствия обозначены. Если река незнакома, то необходимо провести разведку с берега, а потом решать – плыть или обносить препятствие. Для наглядности проиллюстрирую на примере из статьи «Поиск стоянки…».

К пенным гребням в начале каскада я долго прицеливался, взвешивал: плыть или обносить. «В прошлый раз удалось проскочить каскад, не вылезая из лодки, – вспоминалась экспедиция шестилетней давности. – Но тогда лодка была солидней и река полноводней… В конце концов, обносить – это трата сил и времени, а плыть – это и быстрее, и легче». Я разулся, тщательно всё увязал (кроме кружки для вычерпывания воды), с бьющимся сердцем помчался в перекат и лихо его проскочил. У второго переката остановился, чтобы только высмотреть удобный проход, уже не сомневаясь в том, как поступить. Третий перекат и вовсе проскочил сходу. «Ну и что с того, что заливает, зато скорость отменная», – думал я, приближаясь к четвёртому перепаду реки. В самом конце перепада виднелись поворот русла и гряда мощных валов, бьющих в береговые скалы. Русло по всей ширине бурлило на устрашающих глыбах. Нужно было срочно приставать к берегу. Тут-то и вмешался в ход событий низкий уровень воды: вблизи берега сплошь валуны, едва скрытые быстрым течением, – не пристать. Лодочку подхватил поток, и как я ни лавировал меж валунами, избежать кораблекрушения не удалось. В середине переката коварный камень сменил шаткое положение на критическое: я вывалился в бурный поток, а лодочка перевернулась. Плаванием стала управлять стихия. В первые секунды удалось перевернуть надувашку на «киль», и я попытался влезть на неё, одновременно стараясь поймать длинное байдарочное весло. Но тут опять столкновение, снова переворот, и лодка вдруг обмякла (потом выяснилось, что выскочила пробка). Всё смешалось: камни, волны, верх, низ… Натыкаясь на угловатые валуны, кувыркаясь в пене, крепко держась за лодку, я пролетел остаток грозного переката.

На глубоком плёсе проверил под перевёрнутой полуспущенной лодкой рюкзак и ружьё, и очень своевременно – оно тут же скользнуло в руку из ослабших завязок. Скованный мокрой одеждой, загребая свободной рукой, отбуксировал тонущий скарб к берегу и обессиленно выполз на песок. Выволок снаряжение, сбросил одежду и на ватных от слабости ногах бросился догонять уплывающее весло… Когда передряга осталась позади, я, держась за ушибленный бок и глядя на кровоточащие ступни, ужаснулся запоздалой мысли: «Только что чуть не утонуло ружьё, из-за неимения которого так долго откладывалась эта экспедиция!» И немного жалел утонувшую кружку, верой и правдой служившую мне не одну тысячу километров. Но потом, просушив на солнце одежду и снаряжение, успокоившись, я радовался, что оказался в воде без сапог, что экспедиция продолжается по намеченному плану. Был рад даже тому, что перевернулся на относительно коротком перекате. Если б это произошло на длинном, то рёбра и ноги пострадали бы намного сильнее, ружьё осталось бы на дне… В общем, урок не прошёл даром. Все опасные участки Солокитского каскада лодочка отдыхала.

Лодка, на которой случился переворот. Фото из личного архива
Лодка, на которой случился переворот. Фото из личного архива

Это наглядный пример сплава по бурному перекату без разведки. Подвела чрезмерная смелость после трёх пройденных перекатов. Хотя у меня есть оправдание – удачный сплав по этому каскаду в «экспедиции шестилетней давности». В таких случаях обычно появляется мысль, что все перекаты бурного участка осматривать слишком хлопотно и затратно по времени…, и всё-таки после аварии делать это пришлось, пока не кончился обозначенный на карте каскад.

В пороги на малом плавсредстве без разведки вообще лучше заплывать, а лучше всего – обнести.

Порог. Фото из личного архива
Порог. Фото из личного архива

Теперь о другом препятствии, о дереве из статьи «Медвежий сезон». В тот раз у меня был самодельный плот.

Самодельный плот. Фото из личного архива
Самодельный плот. Фото из личного архива

В конце дня впереди показался небольшой перекат с низко наклонённым над ним деревом. Огибая отмель, я приблизился к подмытому берегу. Струя подхватила плот и понесла настолько резво, что как ни пытался я отгрести от «шлагбаума» – двух гребков не хватило. В запале не сориентировался и упёрся в нависшее бревно руками. Плот резко накренился, на один край его хлынул поток. Я почувствовал, как он вздыбился, выскочил из-под меня и понёсся дальше. Потоком прошвырнуло под деревом и меня. Мелькнула единственная мысль: догнать! Попытался выскочить на берег, но заполнившиеся водой болотники и сногсшибательное течение не позволили. К счастью, глубина оказалась всего по пояс, и я бросился вслед за плотом. Раструбы сапог сбились на колени; сапоги превратились в гири. Но велико было желание исправить оплошность. Я настиг плот, когда глубина была по плечи и, чуть передохнув, вскарабкался на него. Проплыл несколько десятков метров и обнаружил, что ружья на плоту нет…

Как быть? В глухой тайге в одиночку оказаться без ружья?!.. Ружьё – это уверенность, спокойствие; это пропитание, особенно в конце похода.

Я причалил к берегу, достал из рюкзака маску для ныряния, предназначенную специально для таких случаев, сбросил мокрую одежду, и помчался по кустам к месту аварии. Огорчению моему не было предела. Зато уж как радовались обнажённому телу комары! Поэтому на осмотр места я времени не тратил. Подбежав к склонённому дереву, тут же слез в воду.

Течение выворачивало из-под ног окатанные камни. Я ухватился за полуутопленный осклизлый ствол дерева, развернутый течением вдоль берега, надел маску и, держась за дерево, окунулся. Поток воды закупорил ухо и сдёрнул маску на шею. Окунулся ещё раз, прижимая маску к лицу свободной рукой и стараясь не поворачиваться боком к течению. Кося глазами в стороны, увидел одни голые камни. Сразу сообразил, что на такой струе задержаться не может ни ружьё, ни гаубица. Спускаясь по течению и заглядывая под нависший берег с торчащими из него клубками корней, донырялся до плота. Вода прозрачная, видно хорошо, но очень уж холодная. Выбрался на берег на негнущихся ногах. Выражение «зуб на зуб не попадает» подходит для другого случая. Я же не чувствовал, остались ли у меня зубы, и вообще – моё ли это тело. Даже комары как-то без азарта садились на охлажденную плоть.

В этом случае, кроме моей нерасторопности, виновата и тихоходность плота, была бы лодка – увернуться бы удалось. Но ведь можно было попросту остановиться на отмели и спокойно обойти почти упавшее дерево. Как говорится, помешало «бы» и усталость в конце дня…

Этими двумя примерами я хочу показать, что оверкиль происходит не из-за плота или лодки, а из-за того, кто ими управляет. Хотя всего предусмотреть при сплаве нельзя: иногда сплавщик чем-то отвлекается, иногда надеется на «авось», иногда переоценивает свои возможности. В любом случае всё снаряжение нужно как следует привязывать к плавсредству, и ни в коем случае не отрываться от него в случае опрокидывания, без него в тайге очень туго. И если есть опасность переворота – лучше разуться, без обуви легче выплывать, к тому же вместе со скарбом.

Всем желаю здравия, удачных сплавов, и благодарю за внимание.

Читайте на эту же тему «Напугал до смерти» и «Путь с опасными приключениями…»