Города проектируются в нескольких масштабах: масштаб города, застройки и человека. Часто проблема многих архитекторов в том, что они забывают о масштабе человека, восхищаясь красотой и грациозностью проекта с высоты.
Ян Гейл назвал такое явление «Вертолетный урбанизм» или «Синдром Бразилиа» в честь столицы Бразилии, которая является наиболее ярким примером.
Наблюдая с сверху можно восхититься застройкой города напоминающего птицу, но для людей Бразилиа крайне неудобна - широкие дороги, огромные пространства между домами. Без автомобиля в Бразилиа просто нечего делать.
Но не нужно думать, что эта ошибка свойственна лишь западным странам. В советское время проектировались десятки новых городов. В уже существующих советская градостроительная наука оставила огромный след.
Одним из таких ярких примеров является Тольятти.
Считается, что город пережил три рождения.
Первое. В 1737 году город был основан как крепость Василием Татищевым. И до середины 60-х 20 века именовался Ставрополем. Не путать с нынешнем Ставрополем, который раньше назывался Ставрополь-Кавказский.
Второе рождение произошло в 1951 году. В связи со строительством водохранилища территория города подлежала затоплению и город был перенесен на возвышенность.
Третьего рождения могло бы и не быть, но в дело вмешался случай. В 1964 году в лагере Артек во время отдыха умер итальянский политик Пальмиро Тольятти. И как это часто бывало в советское время, «по просьбе трудящихся» город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в Тольятти. А в 1966 году здесь был заложен Волжский автомобильный завод. Учитывая, что новый "народный автомобиль" был спроектирован на базе итальянского Фиата, то где же ему быть, как не в городе названном в честь итальянского коммуниста?
Так или иначе, город масштабно рос, а архитекторами был предложен новый градостроительный план. Согласно задумке новый Автозаводский район делился широкими улицами на правильные квадраты километр на километр внутри которых рос закрытый микрорайон со своими детскими садами, школами и магазинами.
Строились огромные дворцы культуры, кинотеатры, библиотеки. С точки зрения советской архитектуры все было идеально.
Однако не все оказалось так радужно в жизни. Широкие улицы были изрыты подземными переходами. Огромные расстояния и площади сократили пешеходную доступность. Все это просто "убило" межмикрорайонные связи. Люди стали просто меньше выходить дальше своего микрорайона ограниченного клеткой километр на километр. Дворец спорта, библиотека и множество общественных зданий были построены по индивидуальным проектам, которые поражают воображение. Все блекнет если посмотреть в сторону типичной жилой застройки.
А с вертолета город действительно красив.