Как задавать не просто наводящие, но глубоко исследующие вопросы
В предыдущей части мы с вами изучили, в чём преимущества Сократовского метода беседы и также поговорили о Сократовской иронии. В этот раз я расскажу, в чём состоит другой базовый ингредиент Сократовской беседы - майевтика.
Майевтика, как уже упоминал ранее - это одно из названий метода систематического опроса, которое мы встречаем в репликах самого Сократа в диалогах Платона.
Подразумевается, что сперва приняв (условно) возможность правоты точки зрения собеседника - Сократ начинал критически опрашивать его, пытаясь рассмотреть позицию с разных сторон.
В предыдущей части также упоминалось, что сам этот процесс в представлении многих выглядит довольно просто: взамен объяснения человеку причин, почему он не прав, предполагается вроде бы как задавать ему пресловутые наводящие вопросы - и он поймёт это сам.
С одной стороны, это правдоподобно - в Сократовской беседе действительно принято больше опираться на вопросы, которые стимулируют мысленную активность собеседника. С другой стороны - Сократ и многие, изучавшие его способ беседы, отмечали, что задачей является совместное исследование и изучение понятий и позиций, а не изменение мнения человека на какое-то заранее заданное.
Впрочем, если придерживаться философской позиции, что истина всё же одна, и знание - это то, что отражает её в нашем уме с максимальной точностью, то можно допускать и такое: в любом случае при тщательном критическом рассмотрении каких-то утверждений мы можем прийти к общему и истинному мнению, которое будет единым.
Итак, Сократовскую беседу многие считают формой речевого искусства. Это относится больше к тому, когда и как задавать те или иные вопросы. Но также Сократовская беседа может рассматриваться и как технология с научной базой - и это о том, какие именно вопросы и для чего мы задаём.
Наиболее чёткий и содержательный перечень типов Сократовских вопросов составил Ричард Пол - один из основателей Фонда Критического Мышления. В нескольких из его книг, в соавторстве с женой и коллегой Линдой Элдер, мы находим перечисление следующих вариантов того, что стоит задавать в рамках критической дискуссии:
1. Уточнение Понятий и Утверждений. Например, самое обычное "Что Вы имеете в виду?"
2. Обнаружение Посылок и Допущений, на основе которых человек совершает выводы - "Почему Вы решили именно так?"
3. Разбор Оснований и Доказательств - поиск свидетельств в пользу тех или иных утверждений собеседника: "У Вас есть серьёзные причины этому доверять?"
4. Изучение Перспектив и Точек Зрения - "Вы рассматриваете только эту версию событий как достоверную?"
5. Рассмотрение Следствий и Возможностей - "Если это правда, то к чему это может привести?"
6. Прояснение Вопросов - "Для чего Вам необходимо это знать?"
Как можете заметить - вроде бы ничего сверхсложного. Если не принимать в расчёт то, что эти вопросы следует задавать в систематической манере, и внимательно изучать получаемые ответы.
В реальности часто бывает, что люди отвечают не совсем (или совсем не) на то, что у них спрашивают - или приводят доводы, не касающиеся беседы.
Но все эти технические частности в краткой обзорной статье разобрать не выйдет, поэтому отставим.
Психотерапевт Кристин Падески, одна из виднейших экспертов в когнитивно-бихевиоральной терапии, позже добавила ещё пару важных вопросов - которые стоит задавить после обсуждения какой-то проблемы. Естественно, что эти вопросы применимы не только в рамках психотерапевтического интервью.
Первый тип - "аналитический" вопрос о значимости: мы предлагаем собеседнику выделить самое важное и ключевое в том, что вы с ним успели обсудить.
Второй тип - "синтетический" вопрос о релевантности: мы также предлагаем человеку оценить, как эти открытия и новые идеи относятся к тому, зачем он начал этот разговор (например, что это даёт в решении его проблемы).
Что интересно - эти два последних типа вопросов полностью вписываются в модель критического мышления, которую разработали упомянутые выше Пол и Элдер.
Таким образом, у нас есть аж 8 частных приёмов Сократовской беседы. И хотя просто знать о них недостаточно, чтобы владеть этим методом разговора с достаточной эффективностью - эта система уже гораздо содержательнее и яснее, чем простое напутствие "Не говорите за другого, а спрашивайте у него" (хотя зерно правды и в этом есть).
Сводка:
- Майевтика в Сократовской беседе - основной способ перехода от ложных мнений к истинному знанию;
- Ирония, в каком-то смысле, просто готовит почву для дальнейшего критического рассуждения и постановки убеждений под сомнение;
- Сократовская Беседа - это не только и не просто наводящие вопросы, хотя опрос это ключевой компонент такого метода дискуссии;
- Существуют вполне определённые классы и типы вопросов, которые стоит применять в рамках Сократовского подхода - каждый из них направлен на конкретную задачу и аспект мышления человека;
- Важно не только задавать вопросы, но и внимательно относится к ответам собеседника - именно они содержат в себе "подсказки" насчёт того, как и куда вести беседу далее.
- Цель Сократовской беседы - не обязательно поменять установки человека на что-то, заданное заранее (и это может напоминать манипуляции); основная задача - совместное исследование и поиск истины.