В Рунете много материалов на тему, как правильно организовать тендер. И практически нет статей о том, какими должны быть правила хорошего тона, чтобы работать было легко и приятно. Исправляем ситуацию: публикуем моральный кодекс организатора тендеров!
Правило №1. Порядочность
Тут и рассуждать нечего – просто выполняйте свои обещания и будьте честны к участникам тендера. Не обещайте золотые горы, пишите бюджет, сколько есть. Не преуменьшайте количество работ: хуже не бывает, чем когда диджитал-специалист подписывается на одно, а в итоге получает кучу дополнительных задач и доработок. Принимайте работу в четко оговоренные сроки. И конечно, платите вовремя!
Правило №2. Вежливость
Еще одно базовое правило, о котором нужно упомянуть. И речь даже не о банальных «здравствуйте-спасибо-пожалуйста». Все намного глубже: относитесь к участникам тендера (будь то агентство или исполнители-фрилансеры) с уважением. Вы не господин, они не ваши слуги. Вы равноправные партнеры, один из которых ставит задачу, а другой заявляет о своей готовности ее выполнить. И выполняет.
Еще момент: после публикации тендера вам посыпятся письма счастья от потенциальных кандидатов. Даже если вы определились с исполнителем, не забудьте ответить каждому. Хотя бы банальное: спасибо, мы уже выбрали исполнителя. Попробуйте в следующий раз! Кстати, в Workspace есть функция отправления одного письма сразу нескольким участникам тендера, это очень удобно.
Правило №3. Прозрачность
Это касается всего: условий тендера и критериев отбора исполнителя, поставленного ТЗ, сроков выполнения, ожидаемого результата… Указывайте как можно более подробную информацию. Это будет полезно и вам – сэкономите время на отсев нежелательных кандидатов и общение с каждым из них, и исполнителям – если они не подходят по заявленным критериям, просто идут искать другой тендер.
Давайте рассмотрим на примерах.
«Выберу лучшего» – плохо.
«Исполнитель будет выбираться по следующим критериям: опыт работы не менее одного года, специализация – java-программист, цена – не дороже 50 000 рублей» – хорошо.
«Наполнить сайт контентом» – плохо.
«У нас есть сайт интернет-магазина. Нужно сделать описание для 250 карточек товаров, написать продающий текст на главную страницу, заполнить раздел вопросов и ответов (экспертизу дадим)» – хорошо.
«Дедлайн срочный, выполнить как можно скорее» – плохо.
«Работы срочные, нужно уложиться за неделю плюс 2 дня на внесение правок и доработок» – хорошо.
«Нужен хороший сайт» – плохо.
«Нужен продающий сайт с современными виджетами и формами захвата, чтобы приводить в месяц не менее 100 лидов» – хорошо.
Правило №4. Внимание к деталям
Чем детальнее будет ваше ТЗ, тем меньше времени вы потратите на прояснение задачи с отобранными кандидатами. У нас есть примеры готовых брифов, которые можно бесплатно скачать и пользоваться. Обратите внимание: в каждом из них прописаны следующие вопросы:
- описание продуктов и услуг компании;
- основные конкуренты;
- основная целевая аудитория;
- детальные требования к задаче;
- сроки выполнения;
- бюджет проекта.
Все эти данные позволят исполнителю адекватно оценить свое соответствие задаче, рассчитать собственную нагрузку (успеет уложиться в сроки или нет) и рентабельность (выгодно ему это или нет).
Если вы без внимания отнесетесь к этому пункту, у кандидата в исполнители возникнет множество дополнительных вопросов. Вам придется потратить время, отвечая на них. Облегчите себе задачу, детально прописав все необходимые пункты.
Возможен и другой вариант: исполнитель-профессионал просто пройдет мимо вашего тендера. На вашу долю останутся новички или те, которым все равно, какой будет задача – главное вырвать тендер, а там хоть трава не расти.
Правило №5. Четкие цены
Согласитесь, кушать хочется всем. Поэтому для участников тендера крайне важно, рентабельно ли им участвовать в вашем тендере или лучше найти другой, с более привлекательными расценками.
В свою очередь, и у вас есть бюджет, от которого лучше не отступать. А если получится сэкономить – отлично, начальство погладит по головке.
Поэтому многие организаторы тендеров ставят минимальные расценки и отдают предпочтение тем кандидатам, кто предложит меньшую цену. Позвольте прояснить несколько нюансов:
- уважающий себя исполнитель знает, за сколько он готов работать, и не согласится на меньшее;
- демпингуют в основном новички. И вообще это считается дурным тоном в диджитал.
Не знаете, какую цену поставить? Воспользуйтесь нашим калькулятором зарплат и оцените, за какие суммы работают диджитал-специалисты в разных городах. Еще вариант – можно указать в тендере вилку цен и честно написать, что итоговый гонорар будет зависеть от компетенции исполнителя. Или прописать в ТЗ, что вы ищете специалистов исключительно из конкретных регионов (где зарплаты меньше).
Согласны с такими правилами? Пишите свое мнение в комментариях!