15 декабря в Севастополе произошло ЧП с большим плавучим доком, в котором находилась списанная подлодка Б-380. Она была построена на заводе «Красное Сормово» в 1982 году.
Сегодня дочь первого командира подлодки Б-380 Наталья Афонина обратилась в ведущие нижегородские СМИ с просьбой обратить внимание на ситуацию, сложившуюся с легендарной субмариной, ранее носившей имя «Горьковский комсомолец».
Как уже сообщали многие федеральные СМИ, в ночь на 15 декабря в Южной бухте Севастополя затонул большой плавучий док ПД-16, внутри которого находилась списанная и выведенная из состава флота подлодка Б-380.
По словам представителя Минобороны Сергея Горбачева, которого цитирует РИА Новости, и плавучий док, и подводная лодка выведены из эксплуатации еще 10 лет назад, и будут утилизированы.
Однако общественники не согласны с такой перспективой.
Дочь первого командира подлодки «Горьковский комсомолец» Ивана Панасенко рассказала, что у подлодки славная история и она достойна стать музеем.
Сошедшая со стапелей «Красного Сормова» в 1982 году подлодка была тогда одной из самых новейших советских субмарин такого класса.
Подлодка работала в Черном море и не участвовала в боевых действиях. Она использовалась для гидроакустических станций.
Но на ее счету операция по вытеснению кораблей ВМС США из советских территориальных вод в 1988 году: два сторожевых корабля навалились на американские крейсер и эсминец. «Горьковский комсомолец» взял их на прицел, и был готов, если последует команда, потопить непрошенных гостей.
За 10 лет работы экипаж неоднократно завоевывал призы главкома ВМФ по торпедной подготовке.
В 1992 году подлодку отправили на плановый ремонт, но с тех пор так и не выходила в открытое море. С начала 2000-х годов она была поставлена на стоянку в плавдок в Южной бухте Севастополя.
Наталья Афонина, дочь первого командира подлодки Ивана Понасенко, уже давно добивается оборудования музея в подлодке «Горьковский комсомолец».
Сейчас, после произошедшего ЧП, ее усилия направлены на то, чтобы в первую очередь спасти субмарину от утилизации. Остались считанные дни.
«Мы стучимся во все кабинеты, чтобы спасти подлодку от утилизации. Нужно либо волевое решение власти, либо найти заинтересованного мецената», - говорит Наталья Афонина.
Кстати, в России уже есть три музея, оборудованные в подлодках аналогичной модели: дизель-электрическая подлодка стоит в музее ВМФ в парке «Северное Тушино» в Москве, еще одна находится в Карелии, в городе Вытегра и третья – в техническом музее Тольятти.
Фото предоставлены Натальей Афониной