Ну собственно самому по себе еврею унизить короля Франции в средневековье было тяжеловато. Но все меняется, если у тебя есть влиятельные друзья!
У Иосифа Наси всегда были влиятельные друзья. Правда и известен он был поначалу не как Иосиф Наси, а как Жоао Микес. Семья Иосифа - это не какие-нибудь портняжки из местечка, это была самая элитная еврейская элита, сливки еврейского общества, его голубая кровь и белая кость. Собственно что говорить, если даже сама фамилия "Наси" переводится как принц, а Шешет Бенвенист был в числе прородителей семейства.
Первоначально жили они все в Испании, и совсем даже не тужили. Но все изменилось, когда на полуострове разбушевалась Изабелла Кастильская со своей реконкистой. И даже сама реконкиста была бы ничего, если бы не последовавшее за ней изгнание иудеев и мусульман, и инквизиция. В принципе у людей в большинстве случаев есть выбор - и семейство Наси его сделало, они остались и объявили, что переходят в христианство, но продолжали тайно исповедовать иудаизм. А такие люди "марраны" - для инквизиции были самыми желанными клиентами. Поэтому семья переехала в Португалию, где инквизиции на тот момент еще не было - отсюда португальское имя Жоао, а из Португалии во Фландрию, в Антверпен.
В Антверпене - хоть и правили там в 16 веке те же Габсбурги, что и в Испании, но атмосфера была полиберальней, а вдобавок туда рекой текло золото от торговли с Индиями. А где золото - там евреи.
Во Фландрии Иосиф вращался в высших кругах общества, как и привык, например в университете Лувена его однокурсником и приятелем был эрцгерцог Максимилиан, будущий император.
Но видимо как раз Макс и настучал своему дяде - императору Карлу 5, что у его дружка непонятного вероисповедания денег куры не клюют. Мимо такого факта ни один властитель не мог бы пройти, и потому из опасения лишиться имущества, а может и жизни семейства Наси-Микес перебралось во Францию, потом в Венецию, а потом и в Стамбул - тем более что главный врач султана тоже был их родственником.
В Стамбуле маски были сброшены - Иосиф открыто стал называть себя Иосифом, покровительствовал еврейской общине, и стал лелеять мысль о создании еврейского государства. (Вероятно с собой во главе). Откуда такие амбиции? Ну во-первых, Иосиф был очень богат. А во-вторых, он как вращался в высших сферах, так и продолжил вращаться - теперь вместо эрцгерцога у него в собутыльниках ходил шехзаде Селим, сын Сулеймана Великолепного. Иосиф прекрасно разбирался в вине, что крайне нравилось Селиму, в дальнейшем известному как Пьяница, а во-вторых, Иосиф помог Селиму деньгами в его схватке с братом Баязетом, что Селиму понравилось еще больше.
Короче говоря, Иосиф Наси стал фаворитом султана Селима. А со статусом фаворита можно и поколобродить немножко - и не просто в плане махинаций с налоговыми откупами и монополиями на продажу чего-либо. Нет, Иосиф тянул загребущие руки и к внешней политике - развязал войну с Венецией, например.
Но причем же здесь французский король - французы ведь дружили с турками? Да, это так. Но будучи еще во Франции Иосиф одолжил королю немалую сумму денег, которую тот спустя годы отказался отдавать- по причине того, что брал-то деньги у христианина Жоао Микеса, а отдачу требует еврей Иосиф Наси.
Конечно, даже влияния фаворита не хватило, чтобы разрушить стратегическое франко-османское партнерство. Но ложку дегтя в бочку меда Иосиф смог подмешать - соглашение о сотрудничестве 1569 года между Францией и Османской империей написано на иврите и подписано и султаном, и королем Франции.
Такая вот еврейская месть - маленькая, но приятная.