Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала! В этой статье я расскажу вам о таком явлении, как помпаж двигателя самолёта.
Что же это такое? Давайте разбираться :)
Начнем с основного понятия. Под словом помпаж подразумевают особый режим работы двигателя, при котором нарушается газодинамическая устойчивость его работы. Если говорить простым языком - двигатель "срывается".
Обычно помпаж сопровождается громкими хлопками в газовоздушном тракте двигателя, падением тяги, вибрацией и даже извержением огня из сопла двигателя.
Все эти факторы в совокупности могут привести к разрушению двигателя прямо в полёте. Лопатки не выдерживают повышения температуры и буквально разваливаются.
Помпаж возникает из-за срыва воздушного потока, который попадает на лопатки рабочего колеса. Данный поток резко меняет свое направление, что приводит к появлению турбулентных завихрений в турбине. Таким образом, давление на входе в компрессор становится большим, чем на выходе.
На схеме выше вы можете заметить, как ведет себя воздух при изменении параметров.
Что может спровоцировать помпаж?
Ну тут всё просто: поток воздуха может сорваться с лопаток чаще всего из-за нарушения её геометрии. Например, попадание птицы или постороннего предмета в двигатель может привести к помпажу, ибо большинство лопаток будут погнутыми.
Также, на возникновение помпажа влияют и погодные условия. Например - сильный боковой ветер при запуске двигателя на аэродроме, низкое давление атмосферы при высокой температуре и т.д.
Как не допустить возникновение помпажа?
Есть несколько способов, которыми активно пользуются конструкторы во время сборки двигателей. Чтобы свести возникновение помпажа к минимуму, в современных двигателях применяют несколько соосных валов, которые не зависят друг от друга и имеют разные скорости вращения. Что это означает? А это означает то, что при возникновении срыва в одной части двигателя, другая часть может резко предотвратить это явление.
Помимо нескольких независимых валов, в самолёте используются различные клапаны перепуска воздуха (КПВ), которые также предотвращают возникновение помпажа. А ещё существуют поворотные лопатки, которые позволяют менять характер потока воздуха.
Клапан перепуска воздуха.
Даже если в полёте возникнет помпаж, пилоты об этом сразу узнают. К примеру, в кабинах большинства современных самолётов имеются специальные сигнализаторы помпажа. Работают они очень просто: во время возникновения большой скорости изменения давления за компрессором замыкаются контакты, которые выводят на табло индикатор с надписью "Помпаж".
Иногда в тяжелых случаях для предотвращения помпажа пилоты могут направить самолёт в пике. Сильный поток воздуха позволит избежать неприятных последствий для двигателя и выведет его из помпажа.
Если помпаж не удалось остановить - двигатель перестает работать. Тут я думаю объяснять не надо :)
А на этом всё! Спасибо всем, кто ставит лайки и подписывается на канал! Также хочу назвать имя победителя, который первым правильно прошел тест в одном из нарративов! Его зовут - Михаил Ушаков. Правильный ответ - 3 2 3 1! Поздравляем!!! Кто также ответил правильно - не расстраивайтесь, у вас ещё будет шанс победить :)
Читайте далее: Где использовались слоны в авиации? Рассказывает авиатехник.