Найти тему
Темное Вселенниво

Щупальца вины и волшебный свет Маяка

Постараюсь без спойлеров, скажем так, «описать» фильм, но скорее всего они будут.

Фильм, кстати, «Маяк», Роберта Эггерса, который уже во второй раз совершенно потрясающим способом поднимает тему Безумия и Мистического.

Первый фильм Эггерса был также обращен к прошлому, к тому, как Мистическое, или, как написал бы Лавкрафт, Мистическое, укладывалось в верованиях и обычаях небольшой локальной группы. В этот раз речь о субъекте, об одиноком, озлобленном, виноватом субъекте.

Я не буду разбирать сюжет. Тут действительно можно покадрово расписать, но зачем? В общем, Маяк это о вине, о мистическом, о человеческом. Главный герой, а он здесь действительно есть (несмотря на то, что фильм строится в связи двух персонажей (их немножко больше в итоге [или меньше, как вам удобно]) очевидно бежит от своего прошлого.

Оговорюсь, что фильм я ждал давно, поэтому прочитал сценарий до его выхода в хорошем качестве. Там открыто заявлялось, что герой бежит от прошлого, да и в фильме это видно сразу. Герой Роберта Паттинсона озлоблен, немного закрыт (настолько, насколько был бы закрыт ваш собутыльник, который недавно совершил нечто непоправимое), совершенно на первый взгляд рационален.

Он приезжает в качестве помощника маяка на четыре недели, само собой узнает о том, что прошлый помощник сошел с ума, потом умер и все такое, здесь довольно простая история, если раскладывать ее четко и по полочкам.

-2

Герой Паттинсона не пьет, до определенного момента остается вежливым, ровно до тех пор, пока то, от чего он бежит, не начинает пересекаться (не в каком-то смысле, что прошлые события нашли отклик в текущих, нет), а правильнее будет сказать повторяться (и это опять же не повторение прошлых ошибок), скорее некоторые элементы прошлого, этой поглощающей слизи, начинают втекать в довольно однотипную, скучную, повседневную рутину.

Повторение здесь играет значительную роль, так как герой Паттинсона не то что бы не знает кто он, в данном случае вообще не имеет значения, знает он или нет, он сразу в нескольких состояниях сразу — в ловушке, на свободе, в полном помутнении, в здравом рассудке. Преследующие его мистические символы перетягивают его, как собаки перетягивают мясо, «россказни», в которые он казалось бы не верит, выворачивают его наизнанку, в определенные моменты его субъектность полностью рассеивается, поддаваясь ловушкам, которых, вероятно, и нет вовсе.

Эггерс в определенном роде ставит здесь вопрос — что первично, безумие или вера в потустороннее, а лучше будет сказать нечеловеческое. Помощник сходит с ума из-за нечеловеческого или нечеловеческое — плод его воспаленных фантазий. Нечеловеческое здесь как раз — истинно главный герой. В данном случае все по предписанию Юджина Такера — щупальца, спирали, жижа. Герой Паттинсона убегает в любое состояние, будь то безумие или холодные океанические щупальца мрака, от своей вины, создает (или действительно видит) совершенно нечеловеческие сущности, холодные и лживые.

-3

Происходит ли ожидаемый катарсис? Возможно. Приносит ли он то облегчение, что должен? Очень вряд ли.

Заключая, Маяк — это потрясающее кино, вдохновленное weird-хоррором, моряцкими историями, и, пожалуй, никем, кроме Эггерса снято быть оно не могло.