Найти тему
Василий Ингулецкий

АПЛ «КУРСК». ВОПРОСЫ К ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ.

АПЛ "КУРСК". фото из Яндекс-картинки
АПЛ "КУРСК". фото из Яндекс-картинки

К-141 «КУРСК». Атомный подводный крейсер 949А проекта «Антей». Заложен на предприятии «Севмаш» в 1990-м году. В составе Северного флота России с 1995-го года. Дата и место гибели – 12 августа 2000 г. Баренцево море. 69°40′ с. ш. 37°35′ в. д..

Согласно официальному отчету по уголовному делу №29/00/0016-00, в 11 часов 28 минут 26 секунд (мск.) произошел взрыв учебной торпеды 65-76А (серийный №1336А), в торпедном аппарате №4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды. Через 2 минуты пожар, возникший после первого взрыва повлек за собой детонацию торпед находившихся в первом отсеке АПЛ, что привело к разрушениям отсеков подводной лодки…

Так же, из официальных заявлений известно, что в указанное время АПЛ «Курск», по планам учений, должен был производить стрельбу учебной торпедой по надводному кораблю.

Вроде бы все понятно- Учения. АПЛ готовится стрелять учебной торпедой 65-76 по надводному кораблю. Торпеда находится в торпедном аппарате. В торпеде происходит утечка перекиси водорода. Учебная торпеда взрывается в торпедном аппарате. Пожар. Детонация торпед. Гибель корабля и экипажа…

-2

Что бы вы, уважаемые читатели , поняли на сколько официальная версия, что называется- «притянута за уши» , я расскажу, как в те годы проводились учебные стрельбы. . Итак, по порядку: После утверждения плана проведения учебных стрельб, личный состав БЧ-3(минно-торпедная боевая часть корабля) проходит теоретическую подготовку по обращению с торпедой которой предстоит стрелять(освежаются знания по содержанию торпеды на борту, применения и(!) ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ с «изделием») . После теоретической подготовки личный состав БЧ-3 сдает зачеты представителям ТТБ (торпедно- техническая база) . Только после сдачи зачетов, торпеду привозят на корабль, загружают в торпедный отсек и укладывают НА СТЕЛЛАЖ (а не в торпедный аппарат). Поскольку , в нашем случае, речь идет о большой перекисной торпеде , то в отсеке устанавливается «пост контроля»- прибор с помощью которого личный состав БЧ-3 контролирует состояние перекиси в торпеде. Вахта в торпедном отсеке несется круглосуточно. Каждый час, вахтенный торпедист, проверяет состояние боезапаса в отсеке и торпедных аппаратах. Особое внимание уделяется состоянию учебной торпеды на стеллаже. После проверки, вахтенный торпедист делает запись в вахтенном журнале БП(боевого поста). С указанием времени проверки. По этим записям ведется контроль несения вахты . Еще раз обращаю внимание читателей- учебная торпеда в это время хранится на стеллаже(!), а не в торпедном аппарате.

Стрельба учебной торпедой. Это упражнение проводится на специальном полигоне (участок моря закрытый для судоходства). Размеры полигона строго ограничены и координаты нанесены на все штурманские карты. Последовательность проведения учебных стрельб следующая- на «полигон» приходит подводная лодка, надводный корабль выполняющий роль цели и корабль-торпедолов. Корабль торпедолов-это специально оборудованное судно, которое подбирает в конце учения всплывшую учебную торпеду и доставляет ее на береговую базу, где специалистами производится расшифровка параметров работы торпеды во время стрельбы. То есть в районе проведения учебных стрельб( на ограниченном участке) находятся как минимум(!) три корабля. После того, как командиры кораблей по радио, согласуют порядок действия, корабли расходятся и занимают исходные позиции. АПЛ погружается и занимает позицию для атаки. Вот именно в это время учебную перекисную торпеду отсоединяют от «поста контроля», снимают механические стопора и загружают в ТА (торпедный аппарат). То есть- непосредственно перед стрельбой. Это делается для того, что бы максимально длительное время держать под контролем состояние учебной торпеды.

Дальше обнаружение цели. Торпедный залп. Торпеда проходит дистанцию «поражая цель» и в конце дистанции всплывает. Всплывает и АПЛ, после чего проводится совместный поиск всплывшей торпеды. После того, как торпеда найдена, подходит торпедолов и поднимает ее на борт. Все. Конец учениям.

Учебная торпеда(красная) "поразила" надводный корабль и пройдя дистанцию всплыла на поверхность моря. Фото из Яндекс-картинки.
Учебная торпеда(красная) "поразила" надводный корабль и пройдя дистанцию всплыла на поверхность моря. Фото из Яндекс-картинки.

Если верить официальной версии, то получается, что личный состав БЧ-3 АПЛ «Курск» с самого начала предпринимал все усилия для того, что бы произошло невероятное и учебная торпеда взорвалась. Получили учебную перекисную торпеду и в нарушение всех правил и норм безопасности загрузили ее в торпедный аппарат №4 и самоустранились от контроля за состоянием «изделия». Видимо в добавок, отключили приборы газового анализа воздуха в отсеке, что бы не заметить резкий рост содержания водорода в отсеке, а так же печи дожига водорода в отсеке, что бы не дай бог они не помешали накапливаться в отсеке взрывоопасной смеси…Но ведь торпеда, по официальной версии находилась в торпедном аппарате и там, яко бы произошла утечка перекиси водорода и скопился взрывоопасный газ, который в конце концов взорвался. Даже если согласиться что в торпедном аппарате скопилось взрывоопасное количество водорода, то все равно вопрос- ЧТО ВЫЗВАЛО ВЗРЫВ ?!! Чего такого могло «заискрить» в трубе с высоким процентом влажности?!! Само наличие взрывоопасных паров в замкнутом объеме еще не является причиной их воспламенения и взрыва. Следствие так и не ответило на вопрос, что явилось причиной взрыва торпеды?

И в окончание статьи несколько слов о том, какую торпеду мы потеряли в результате трагедии. Речь о «страшной» перекисной торпеде 65-76А, из за которой, по официальной версии, и произошла катастрофа. Вот ее параметры: калибр-650 мм, длина 11,3 м., масса-4.45 т., скорость хода- 50 узлов(92 км/ч) ., дальность хода- 50км. Тип двигателя-тепловой. Топливо- керосин и высококонцентрированная перекись водорода). Заряд- 700 кг взрывчатого вещества, или «специзделие»(ядерный заряд).

Уникальность этой торпеды была в том, что она позволяла нашим подводникам наносить удары по кораблям противника не входя в зону обнаружения противолодочной обороны противника. То есть стрелять с дальних дистанций, куда не достают средства обнаружения и по этому, в отличие от ракетного старта, торпедный залп обнаружить практически невозможно. «Недостатком» перекисных торпед являлось то, что они требовали повышенного внимания, от технического персонала ТТБ и экипажей АПЛ, при хранении, обслуживании и эксплуатации. Торпеды 65-76 находились на вооружении ВМФ с 70-х годов и после катастрофы АПЛ «Курск» были сняты с вооружения, как опасные(?). Не хочется думать, но похоже, что кто-то очень влиятельный, воспользовался трагедией и под предлогом проявления заботы о безопасности российских подводников, лишил наш ВМФ грозного оружия, которое позволяло наносить удары по врагу с дальних дистанций оставаясь при этом недосягаемыми для кораблей противника.

p/s Возможно кто то из читателей будет настаивать на других версиях катастрофы, как то- столкновение с НАТОвской АПЛ,атака американской субмарины, атака ракетами с "Петра Великого" и т.п... они еще более не состоятельны, чем официальная версия. Но это уже другая тема.