Найти тему

Вы слышите только то, что хотите!

Возможно, вам знакома следующая ситуация. Вы пытаетесь убедить некоторых сторонников определенного мнения в обратном. Вы выдвигаете логические аргументы, практические примеры, но оппоненты не видят в вашем мнении и крупицы правды. Вот типичный пример – убеждение курильщиков во вреде табака. Аргументом против курения может быть его пагубное влияния на организм, например, связь курения с развитием рака легких. По вашему мнению нет более веской причины, чем негативное влияние курение на здоровье человека, но ваш оппонент может привести множество других, хоть и менее рациональных доводов против – не слышал о человеке, который вел здоровый образ жизни, но раком тоже заболел. Он может утверждать, что табак – это одна из его радостей в жизни – и жизнь не вечна, ею следует наслаждаться, пока она есть, и так далее. Эта непримиримость к фактам не избежала изучения психологов и после была обозначена как предвзятость подтверждения или склонность к подтверждению своей точки зрения.

В 1979 году трио психологов (Чарльз Г. Лорд, Ли Росс и Марк Р. Леппер) провели эксперимент, в ходе которого двум группам, сторонникам и противникам смертной казни, представили фиктивные исследования этой темы. Одно из исследований указывало на снижение числа убийств после введения смертной казни и подчеркивало ее эффективность, а во втором исследовании основное внимание уделялось ее негативному воздействию, когда число убийств возросло. Сторонники смертной казни оценили исследование поддерживающее смертную казнь как более профессиональное и правильное, в то время как противники оценили исследование о неэффективности смертной казни как более убедительное. Кроме того, обе группы стали еще более поляризованными в своих позициях. После прочтения обоих исследований, сторонники смертной казни были еще более ревностными сторонниками, а противники отвергли его еще более жестко.

Из этого можно сделать вывод, что предвзятость подтверждения можно охарактеризовать как тенденцию к поиску и оценке информации таким образом, чтобы отдавать приоритет существующим убеждениям и ожиданиям. Если вы представите людям несколько источников информации, они, следовательно, будут легче замечать, запоминать и уделять больше времени и внимания тем, которые совпадают с их мнением на сегодняшний день. С другой стороны, они будут делать этот выбор неосознанно.

***

Пишите в комментариях, замечали ли вы за собой предвзятость подтверждения?