Немало героев, совершивших, казалось бы, невозможное, дала нам Великая Отечественная война. Множество бойцов и командиров отличилось в ожесточенных боях и на северном фасе Курской дуги в жарком июле 1943-го года. Одним из таких героев стал капитан Георгий Иванович Игишев.
Он родился в 1921-м году в семье учителя в г. Акмолинске (ныне Астана). В 1940-м году окончил среднюю школу в Алма-Ате и был призван в Красную Армию. Служил рядовым, а после учебы в полковой школе — командиром орудийного расчета гаубичного артполка. В начале войны откомандирован в Московское артиллерийское училище. С ноября 1941-го года Георгий Иванович сражается в числе отважных защитников нашей столицы. В ходе контрнаступления Красной Армии в начале 1942-го года был ранен и два месяца находился в госпитале. Подлечившись, молодой лейтенант назначается на должность командира батареи 3-й истребительной бригады. Так, отныне и навсегда, неразрывно связала судьба Г.И. Игишева с большой фронтовой семьей противотанкистов.
Первые серьезные испытания на долю этой бригады выпали летом 1942-го года в ходе боев на воронежском направлении. Там она использовалась по своему прямому назначению – для борьбы с бронетехникой врага. В одном из таких ожесточенных оборонительных боев отличились бойцы 1-й батареи старшего лейтенанта Г.И. Игишева. Орудия его батареи устанавливаются на прямую наводку и открывают ураганный огонь. Артиллеристы бьют по рвущимся в наши тылы немецким частям. Не выдержав, немцы отходят, оставляют поле боя. Атака отбита, враг не прошел, понеся в ходе атаки большие потери. 3 подбитых фашистских танка, 2 автомашины с мотопехотой и скошенный артогнем взвод автоматчиков остались на поле боя. За мужество, героизм, отвагу и находчивость, проявленные в том бою, Георгий Иванович Игишев награжден орденом.
После боев за Воронеж бригада все реже оказывается востребованной на передовой. Немецкие танки ушли южнее: решается судьба Сталинграда и Кавказа. Противотанкистов берегут и стараются не использовать в боях с немецкой пехотой. Личный состав получил время на вдумчивую и планомерную подготовку к новым сражениям. Ремонтируются орудия, обучается вновь прибывшее пополнение, проводятся учебно-боевые стрельбы по огневым точкам противника. Редкие встречи с противником лишь усиливали ожидание «настоящего дела».
Мало кого в те весенние дни 1943-го года могло ввести в заблуждение временное затишье на фронте. Надвигалось сражение, которое должно решить исход всей войны. В первых числах июля приготовления вражеских войск к последнему стратегическому наступлению на восточном фронте подходят к концу.
5 июля начинается операция «Цитадель». На северном фасе Курской дуги 9-я армия рвалась к Курску по кратчайшему расстоянию – через Тепловские высоты.
По боевому распоряжению штаба 70-й армии 3-я истребительная бригада выдвинулась от села Никольское и заняла оборону в районе Погорельцы-высота 238,1-Самодуровка-высота 240,0. Если взглянуть на карту, то становится ясным, что артиллеристов бросили наперерез ударной группировке немцев.
Дабы успешно выполнить задачу командования и не допустить прорыва противника, созданы два узла сопротивления. Начальником 2-го узла назначен подполковник Н.В. Железников – командир истребительно-противотанкового полка.
Первыми обрушились на артиллеристов немецкие бомбардировщики. Пыль и удушливая гарь окутали высоту вечером 6 июля. Едва «ушли» бомбардировщики, как высота покрылась разрывами снарядов врага. Под прикрытием артиллерии двинулись танки. Более 150 машин, выстроившись в виде буквы «Т», дважды атакуют позиции бригады. Но, встреченные шквальным огнем орудий 1-й батареи капитана Игишева и 4-й старшего лейтенанта Андреева, откатились назад, оставив на поле боя 14 машин и около сотни солдат. Спустя час новая атака, но и она захлебнулась. Непреодолимой стеной стали для фашистов противотанкисты и бронебойщики. До наступления темноты длится бой. На следующий день, 7 июля фашисты подтягивают свежие силы, атакуя бригаду лишь с воздуха. Бойцы получили возможность перевести дух, командование – подсчитать потери, а также улучшить огневые позиции подразделений. Эта короткая передышка завершилась на рассвете следующего дня. В 6:30 утра более 300 танков при поддержке мотопехоты вновь устремляются на высоту 240. Артиллеристы-истребители капитана Г.И. Игишева били наверняка. Снова поле покрылось подбитыми «стальными коробками». Храбрецы уничтожили 17 единиц бронетехники. Не добившись успеха, противник перенес удар в направлении села Теплого. Огонь врага с каждой минутой крепчал. Командир батареи Игишев ранен, но находит в себе силы руководить боем. Со словами: «Будем стоять насмерть!» – он поднял оставшихся бойцов в контратаку. Горстка артиллеристов отбрасывает фашистов на исходный рубеж. Но жизнь командира батареи, капитана Игишева, в этом бою оборвала вражеская пуля.
Старший сержант Скляров докладывает в штаб: Капитан Игишев убит, убит командир взвода старший лейтенант Картузов. В батарее осталось одно орудие с оторванным колесом. Продолжаем бой.
– Назначаю вас, товарищ Скляров, командиром батареи. Продолжайте сопротивление. Атака должна быть отбита! – услышал Скляров в трубке голос подполковника Н.В. Железникова.
– Есть продолжать сопротивление! – Скляров бросился к орудию.
А далее телефонист доложил командиру полка об уничтожении еще 2-х танков. Остальные повернули назад. Атака отбита! Старший сержант Г.Т. Скляров и два бойца убиты.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1943-го года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Георгию Ивановичу Игишеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждены были также и его боевые товарищи.
По решению Военного совета Центрального фронта 26 ноября 1943-го года на месте гибели батареи капитана Г.И. Игишева был установлен памятник. Первоначально это был небольшой монумент неизвестного автора. На постаменте у его основания установили противотанковую пушку из артиллерийской батареи капитана Г.И. Игишева. Орудие Ф-22 под номером 2242 стало немым свидетельством решающего сражения Великой Отечественной войны, напоминанием для ныне живущих. В 1968-м году памятник был реконструирован архитектором М.Л. Теплицким. Заветом для потомков звучат слова, высеченные на монументе:
«Вечная слава Героям – Артиллеристам, павшим 7-12 июля 1943-го года в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Ваш подвиг бессмертен. Ваше мужество и героизм – вдохновение для поколений».
Долгое время считалось, что все «игишевцы» погибли, но затем стало известно, что несколько воинов: заряжающий Николай Сарапенков, наводчик Андрей Пузиков, связист Михаил Сенотов и другие — остались в живых.
В 1995-м году, на празднование годовщины Курской битвы, неожиданно приехал Андрей Владимирович Пузиков, которого здесь считали погибшим. Он долго стоял у памятника, о чём-то думал и всё смотрел на орудие на постаменте, на своё орудие… По каким-то, только ему известным приметам, он узнал свою пушку, даже сказал потом:
«Лафет тот же, а колесо заменили».