Что может сравниться по силе эмоционального воздействия с историей краткой жизни и мучительной смерти пятилетнего Непомука Шнейдевейна из 45-ой главы романа Томаса Манна «Доктор Фаустус»? Привыкнуть невозможно, даже после многократного прочтения.
Эволюционное приобретение человека – зеркальные нейроны – наделило его способностью к сопереживанию. Благодаря этому дару природы, человеку не нужно самому испытывать боль, обиду, страх, бессилие, чтобы понять чувства другого. Не обязательно наблюдать вживую, мозг в равной степени восприимчив и к событиям, описываемым в литературе или посредством музыкального искусства.
Сцены гибели героев является мощнейшей психологической основой оперного искусства. Разыгрываемая трагедия позволяет зрителю познать летальные ощущения и при этом остаться в живых. Примеры? Они есть у меня. У Петра Ильича Чайковского в «Евгении Онегине» молодой поэт Владимир Ленский погибает на дуэли в финале пятой картины. Это слишком рано. Слушатель не успевает проникнуться