Город Рославль Смоленской области - это большой транспортный узел, расположенный на пересечении автомобильных и железных дорог идущих с Севера на Юг и с Востока на Запад.
Железнодорожная станция в Рославле была построена ещё в середине XIX-го века, в числе первых станций железных дорог Российской Империи.
Со временем в городе была построена развитая железнодорожная инфраструктура, Вагоноремонтный завод, большое Локомотивное депо, База хранения железнодорожной техники.
В середине 1980-х, когда почти все паровозы использовавшиеся на дорогах СССР були выведены из эксплуатации, местное железнодорожное руководство приняло решение сохранить один из самых старых паровозов Рославльского депо в качестве памятника.
В 1985 году возле депо установили танк-паровоз Ь-2012.
Этот паровоз был построен на рубеже XIX-го и XX-го веков в 1897 году для Владикавказской железной дороги.
Первоначально он получил номер Т.1012, который был заменён на Т.2012 в 1900-м году.
Спустя ещё 12 лет паровоз получил номер Ь-2012 под которым служил в дальнейшем в депо Рославль.
Ровно через сто лет в 2012 году этому паровозу повезло - его включили в распоряжение N2380Р от 23.11.2012 "О сохранении и восстановлении работоспособности паровозного парка ОАО «РЖД»", как подлежащий включению в инвентарный парк и восстановлению до рабочего состояния.
В 2016 году Ь-2012 демонтировали с постамента и увезли на реставрацию в депо Подмосковная.
Уже через год, осенью 2017-го паровоз Ь-2012 своим ходом принял участие в параде паровозов на выставке Expo1520.
Сейчас это самый старый действующий паровоз в инвентарном парке ОАО "РЖД"
А что же осталось в Рославле?
Красивый, блестящий паровоз Л-0858.
Тоже заслуженная машина, хотя и на 53 года моложе, чем Ь-2012.
Построен Коломенским заводом в 1950 г.
Списан в апреле 2015 г.
Установлен 1 сентября 2016 г.
Интересно, что паровоз Л-0858 никогда не работал в Рославле, а для установки здесь его пригнали из Егоршино Свердловской области (ТЭЧ-13).
Это вдвойне удивительно, потому что в семи километрах от этой точки в самом Рославле есть база хранения паровозов, из локомотивов которой сделали несколько памятников в соседних областях (в том числе и типа Л).
Есть предположение, что Л-0858 тоже можно было привести в рабочее состояние, но таких паровозов на ходу уже есть больше десятка, поэтому особой нужды в них нет и их ставят на постаменты взамен более старых образцов и в новых мемориальных комплексах.
Большой, красивый, блестящий, семидесятилетний паровоз Л-0858, на месте сто двадцати трёхлетнего Ь-2012 напротив Рославльского железнодорожного депо.