2019 год оказался щедр на новые сериалы. Вызвал споры небезынтересный и очень красиво снятый «Карнивал Роу», впечатлил жуткий и великолепный «Чернобыль», едва не попали под цензуру бесподобные «Благие знамения» и «Дрянь», о которой уже писалось. Я очень ждала трех сериалов, которые заявили как замену ИП – «Темные начала», «Видеть» и «Ведьмака». Дождалась. И не скажу даже, кто из трех разочаровал меня больше.
У всех трех есть одна сильная сторона – видеоряд. Красивые кадры, сочные, живописные цвета, изумительные виды, качественный грим и хорошая проработка деталей – костюмов, оружия, украшений, татуировок и причесок. По «Ведьмаку» заметно, что часть пейзажей нарисована на компе, «Темные начала» более достоверны, а «Видеть» и вовсе выглядят так, будто камера слетала в будущее на натурные съемки – и поединки и развалины и мосты и пейзажи там выглядят совершенно настоящими.
Существенный прокол – чистая одежда, украшения и аккуратные прически в мире слепых, но зато посмотреть приятно.
«Темные начала» в общем не сильно отличаются от «Золотого компаса» (кинофильма по роману Пулмана), только растянуты на восемь серий. И видимо за счет этого вышли скучнее. Сериал зауряден, затянут и упрощен, ужасно раздражают негры-цыгане, картинно жестокая миссис Колтер и фальшивый как елочная игрушка панцербьорн.
Кое-как вытягивает действие Лира Белаква (Дафни Кин, энергичная непослушная пацанка с живой мимикой и естественными реакциями), но от этого, увы, только больше проигрывает игра остальных актеров. Ну и прелестные деймоны добавляют "Началам" лишний балл.
«Видеть» и «Ведьмаку» на мой взгляд ужасно не повезло со сценаристами, проработкой мира и логикой сюжета. В «Видеть» повествование держится на могучих плечах вождя племени Баба Восса (Джейсона нашего Момоа), жутеньком обаянии генерала ведьмоловов Тамакти Джуна (Кристиана Камарга) злоехидной мудрости Пэрис (Элфри Вудард) и девичьей непосредственности Ханивы (Неста Купер).
Логики во всеобщей резне в мире, где осталось не так и много людей, в бумажных книгах и патефонах, продержавшихся пятьсот лет, в оригинальном способе, коим королева Кейн обращается к богам, etc просто нет. Как и в случае с «Ведьмаком» съемочная группа решила, что достаточно хороших драк, эпичных битв, кровавых кишок наружу и вульгарной интимности персонажей, чтобы сериал переплюнул ИП. Увы, и близко не лежал.
У «Ведьмака» по сравнению с первыми двумя сериалами позитивных моментов, пожалуй, больше. Плюс половина претензий – к обращению с оригиналом. Только фанаты зададутся вопросом, с чего вдруг Вильгефорц стал героем, Фрингилья Виго лидером предателей, Лютик Ослом из Шрека, Хен Гедымгейт бессловесной марионеткой и далее по тексту. Где Филиппа Эйльхарт, где Нэннеке, Дийкстра, Крысы, Францеска Финдабаир? Почему Львица Каллантэ похожа сперва на кровожадную стерву, а затем на печальную глупую шавку?
Почему Львенок из Цинтры – бледная немочь, а не отважная маленькая воительница, полная яростного огня? Почему чародейкам (идеальным красавицам по книге) сперва Тиссая, а затем и Йеннифер читают лекции о бодипозитиве? С чего вдруг в Аретузе превращают в угрей учениц, у которых не хватило таланта? С чего вдруг Конклав имеет какие-то претензии к эльфийской крови, с чего Цинтра вырезала нелюдей? И далее, далее по тексту…
Самый большой прокол сериала – батальные сцены, эльфы и монстры. Эльфа-негра, юного Таму, я вообще впервые увидела. И он в два счета переиграл всю эльфийскую тусовку, с тусклым гримом и кое-как наклеенными ушами, словно вывалившуюся на экран из фильмов 80х. Если выдавать звание «худших эльфов года», «Ведьмак» бесспорно лидирует.
С монстрами та же фигня – они устарели как мамонтово дерьмо, одинаково серые, склизкие, деревянные, словно вытащенные из запасников «Властелина Колец». Сравните хотя бы фавна из «Карнивал Роу» и ведьмачье рогатое непотребство. После великолепных драконов ИП золотой Виллентретенмерт ака Борх Три Галки просто жалок.
С заклинаниями магам тоже не повезло – они нарисованы откровенно и в лоб. Не считая живописной башни Стрегобора конечно. И с возможностями у них адов дисбаланс – то чародеи могут остановить армию, то не справляются с сущими мелочами.
А все батальные сцены выглядят примерно одинаково – побежали в лоб друг на дружку, попронзали горла и прочие животы, помахали мечами как заступами. И кровищи, огня и крика побольше!
Остается вопрос – что же в фильме хорошего? Начнем с малого – точного попадания в книжный типаж. Реально страшен ледяной, стальной и совершенно бесчувственный рыцарь Кагыр ап Кеаллах, этакий Александр Македонский, идущий к великой цели.
Хорош рыжебородый паршивец Ярпен Зигрин и его команда карликов-краснолюдов – нахалы, поганцы, ругатели и настоящие бойцы. Обаятелен и умен Мышовур – он честно делает свое дело и по мере сил не позволяет королеве дурить.
Весьма неплох первый возлюбленный Йеннифер, юный маг Истредд. Вообще сцены Истредда и Йеннифер (не считая учебно-показательного соития под аплодисменты Конклава) на удивление романтичны и нежны. Тиссая де Врие спорна, но чем ближе к Соддену, тем лучше раскрывается характер персонажа.
Успешны и динамичны поединки и драки в фильме – такое ощущение, что массовыми баталиями занимался один постановщик, а дуэлями другой. Достаточно красиво режут друг друга Геральт и Ренфри. оцеловать или прирезать?
Показателен поединок Кагыра и Вильгефорца – меч на меч, воля на волю. Хорошо удалась подготовка к битве при Соддене (хотя уши битвы с Королем Ночи торчат оттуда просто-таки бессовестно). По эмоциям и накалу это, наверное, самый мощный эпизод сериала.
Ярче и выразительней всех играет, пожалуй, Йеннифер, большинство сильных моментов – сцены с ее участием.
Она совершенно не похожа на книжную Йеннифер (не считая маниакального желания забеременеть конечно), зато способна на красивые жесты и поступки, горячо переживает и смело принимает решения. Сцена ее преображения, сгорающая в огне кровавая жертва страшна и восхитительна одновременно. Она после нескольких недель в Аретузе так же сильна духом, как Тиссая, она не боится бросить вызов всему Конклаву. И в то же время она чувствительна, человечна, отважна, ее фиалковые глаза смотрят прямо в душу, а запах сирени и крыжовника буквально струится с экрана.
А Геральт? Ну… Геральт как Геральт.
Картинно красив, прекрасно фехтует, судя по сценам неплох в постели… и в общем все. Генри Калвилл отыграл как умел, но Жебровскому он даже в подметки не годится. Польскому «Ведьмаку» бесспорно не хватило денег и спецэффектов, но по кастингу, музыке и актерской игре на мой взгляд он намного круче Нетфликсовского.
Что же до сравнения с Игрой престолов, похоже режиссеры так до конца и не поняли, почему ИП лучший фэнтези-сериал десятилетия и м.б. вообще лучший в своем жанре. До конца седьмого сезона все поступки персонажей были безупречно мотивированы, сцены кишели подтекстами, аллюзиями, отсылками, в диалогах было жаль потерять хоть слово. Практически каждая кровавая или влажная сцена была оправдана логикой сюжета.
Прорабатывалась не боевка отдельно, магия отдельно, костюмы отдельно, а каждая серия и каждый сезон целиком, съемочной группе удалось добиться взаимосвязи всего в кадре. Мало раздеть героев, заставить их двигать бедрами, а затем устроить побоище, чтобы снять действительно великую вещь. Чтобы переплюнуть ИП мало мощных компьютеров и красивых костюмов, нужен хотя бы Джордж Мартин, в крайнем случае Нил Гейман.
Резюмируя: стоит ли смотреть? Из трех перечисленных однозначно заслуживает внимания «Видеть» - хотя бы за видеоряд. Но учтите - рейтинг 18+! «Темные начала» порадуют тинэйджеров, но старшим подросткам и взрослым будут неинтересны. Что же до «Ведьмака» - если вы преданный фанат книги, подумайте, заслуживают ли ваши чувства тяжкого испытания. Всем остальным его можно рекомендовать как приятное развлечение на каникулах, под пиццу, газировку и попкорн.
А если хочется очутиться на Звездном тракте, перелистать «Полвека поэзии», увидеть прозрачную голубизну неба с вершины башни Тор Лара, цветущие луга Дол Блатанны или белые розы Шаэрраведа – включите польский фильм. А еще лучше перечитайте книгу – ее-то точно уже невозможно испортить!