Недавно в нашем детском садике проводили опрос: "Создаются ли для вашего ребенка с ОВЗ надлежащие условия".
Как мама ребенка с высокофункциональным РАС, я могу сказать, что мне нравится инклюзия.
Благодаря инклюзии мой ребенок:
- учится вести себя в обществе;
- учится говорить (в коррекционном садике дети в 3-4 года практически не говорят или говорят невнятно, непонятно для ребенка с СА);
- учится играть;
- учится самообслуживанию.
Теперь о минусах. Дорогие мамы, загляните правде в глаза: никто в обычном детском садике возиться с вашим ребенком не будет, потому что:
- не обучены;
- нет возможности.
Нам повезло: у нас 3 педагога на 18-20 человек, обычные группы это где-то 30 человек детей и педагогов не хватает :(
Конкретно в нашем случае, никто персонально не стоит над моим ребенком, чтобы он оделся сам. Дома я за этим слежу, а в садике у педагога просто нет времени наблюдать за каждым. И это проблема. То же самое с общими занятиями: занимается мой ребенок по настроению.
И поведение. Мы договорились, что когда сын хулиганит, воспитательница сажает его на стул и не дает вставать, но у нее же и другие шалуны в группе есть. Группа новая, дети постоянно проверяют границы.
Волшебной силой коллектива, можно скорректировать только 20% проблем. Остальное - за вами.
В обычных садиках логопеды берут ребенка с 5 лет, иногда, в особых с случаях - в 4-4,5. В нашем садике логопеда нет в принципе.
Либо вы нанимаете ребенку специалистов за свой счет, либо оформляете инвалидность. Ребенку с РАС обычно нужны: логопед, психолог, дефектолог. В нашем регионе мы платим за это 20-30 тысяч в месяц, плюс я пашу с сыном дома.
Из-за этого, в коррекционку, где большая часть специалистов есть, - очередь. Большую часть детей ЗРР-ЗПРР-РАС зачисляют в обычные сады, наблюдая: всплывет/не всплывает. Как правило, без занятий, - не всплывает. РАС, даже высокофункциональный, требует КАЖДОДНЕВНЫХ уроков по развитию речи, опыта и сил.
Если вам не интересно, сколько слогов в слове "бутерброд" и вы не готовы орать в ночи "ФА-ФЯ, СА-СЯ" или тащить ребенка из сада в логогруппу (иногда при этом в слинге пищит его младший брат или сестра), то коррекция для вам подходит больше. Сдать ребенка в такой садик можно как пальто - в гардеробную.
Как я уже писала, не самый тяжелый мальчик в 4,5 перешел от нас в коррекцию, т.к. у родителей не было денег нанимать ему логопеда. А сам - не смог нормально заговорить. Сейчас, по той же причине, оформили путевку и ждут места для другого мальчика из группы.
- А я сразу отдала ребенка в коррекционный сад. В 1,5 года, у нас был сильный откат: ребенок перестал смотреть в глаза, держать ложку, говорить. Думаю, что виновата вакцина от кори. Мы оформили инвалидность с диагнозом "синдром Аспегера" (ради этого ругались с местным врачом, ездили в межрайонку), год ходили в бесплатную лекотеку+ABA. Речь вернулась, но говорит только, когда ему очень нужно, с детьми не общается. Кормлю его до сих пор с ложечки. Ребенку 4.
Подруга водит своего в обычный садик, но ей сложно: часто ругают. Я такого не хочу, пусть моего сына научат кушать и одеваться в коррекционном садике, - говорит моя знакомая.
У, коррекции тоже, разумеется, есть минусы.
Нейротипичные дети нашей группы не перенимают хулиганств детей с РАС. По моему опыту, у ребят старше 3-х критическое мышление и послушание достаточное, чтобы таких глупостей не делать. А вот нейроотличные - да. Им сложно понять какое поведение плохое, какое-хорошее.
Например, есть у нас мальчик Дима с РАС. Если Дима убегает с прогулочной площадки - мой сын бежит вслед за ним. Если он отказывается клеить кружочки, мой сын составляет ему компанию. В отсутствие Димы сын охотнее сотрудничает с педагогами и контактирует с другими детьми. Я вот себе прямо представляю, какие "кумиры" будут у сына в корреционке...
В садике компенсирующего вида также не занимаются коррекцией нежелательного поведения. Там, как в обычном садике, - подерутся дети, их разнимут-поругают. Но не более того.
- Мы ходим садик компенсирующего вида. У сына индивидуальные занятия каждый день, и это нам очень нравится. Поведение? Нет, ничего такого в группе не делают. Мы пьем таблетки, этим и спасаемся,
- прямо ответила на мой вопрос мама особенного ребенка.
И еще: вся программа инклюзии за рубежом только потому успешна, что у детей есть тьютеры - индивидуальные наставники. В нашей стране тьютеров нет нигде. Иногда мама оформляют медкнижку и идет тьютером в садик. Но обычно тяжелым детям в нашем городе предлагают лекотеку (ну как предлагают: выбивать надо!). Это группа кратковременного пребывания 2-3 часа по 4 дня в неделю. Там есть индивидуальные занятия с детьми и общая игровая, где особые дети могут поиграть друг с другом под надзором родителей и воспитателей.
Со своим ребенком мы пока не определились. Но весной планируем третью попытку ПМПК, там нам могут посоветовать: логогруппу/коррекцию. Пока просто стараемся говорить с сыном о его поведении поддерживать контакт с воспитателями.
А у вас какие мысли на тему инклюзии?
Продолжение темы:
Особенный ребенок в обычном детском саду
Второй год в детском саду: ребенок изменился не в лучшую сторону