Найти тему
Sakh.online

Погода, волны и капуста помешали дойти на катамаране до Камчатки

Оглавление

Несмотря на то, что Сахалинская область состоит исключительно из островов, здесь до сих пор не стали популярными парусные путешествия. За нелегкое дело их развития в последние годы взялся клуб «Бумеранг». В августе 2019 года шесть его участников предприняли отважную попытку добраться на парусном катамаране с Сахалина на Камчатку. Мореплаватели признаются, что спустя месяц они вернулись домой уже совсем другими людьми: приключения изменили их до неузнаваемости и подтолкнули к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на жизнь. Подробности об этом путешествии skr.su рассказали командир экипажа Вячеслав Козлов и руководитель клуба «Бумеранг» Валентина Мезенцева.

Фото клуба «Бумеранг»
Фото клуба «Бумеранг»

Чуть не наехали на кита

Самый оптимистичный план был такой: выйти с Сахалина, пересечь Охотское море до острова Уруп (это больше 500 километров) и вдоль Курильской гряды пройти до Камчатки. В Петропавловске-Камчатском ребята хотели разобрать катамаран, отправить его на Сахалин, а самим вернуться домой на самолете. Но, как у всех хороших планов, у него были слабые места.

По словам Вячеслава Козлова, с реализацией первой части задумки не возникло почти никаких проблем. Погода была нормальная, поэтому экипаж легко преодолел путь до Урупа, почти все время шли на парусах.

— Все было отлично, море спокойное. Самой большой проблемой стало то, что в тумане мы чуть не наехали на кита, — смеется путешественник.

Путешественники встречали много морской живности во время переходов. Фото клуба «Бумеранг»
Путешественники встречали много морской живности во время переходов. Фото клуба «Бумеранг»

На Уруп сахалинцы высадились на северной стороне, поскольку планировали посетить маяк Кастрикум. Там они познакомились с местным маячником и даже выяснили, что у него случилась беда: машина сломалась, и теперь ему приходится пешком добираться до места, куда привозят уголь и продовольствие. А это ни много ни мало — 7 километров. Неравнодушные туристы решили не уходить с острова просто так и починили машину смотрителя. После себя они оставили лишь скромную записку.

На отрезке от острова Уруп до Симушира погода продолжала благоволить мореплавателям. По словам Вячеслава Козлова, обычно в этих местах заметно качает, но тогда было очень тихо и спокойно.

— Правда, на выходе с Урупа у нас отключился анемометр — это прибор, который измеряет силу ветра. Это тоже оказалось не критично, потому что у нас с собой был еще один. Но лучше бы мы и правда не знали силу ветра, — добавил он.

Пережидали шторм в капусте

На Симушире путешественники благополучно исследовали озеро Бирюзовое, на месте которого раньше был японский аэродром, потом нашли старую китобойную базу. Там они постояли пару дней, ждали, пока волны успокоятся. А дальше все пошло не так.

Озеро Бирюзовое на Симушире. Фото клуба «Бумеранг»
Озеро Бирюзовое на Симушире. Фото клуба «Бумеранг»

Во-первых, с этого момента все приходилось делать с поправкой на погоду. Например, экипаж планировал переждать сильный шторм на острове Янкича. Но оказалось, что на нем совсем нет пресной воды, чтобы пополнить запасы. С другой стороны, много питьевой воды было на острове Кетой, но он совершенно беззащитен от ветра и океанской волны. Заходить на него было опасно, и команда потратила на это очень много времени. Сила ветра в тот момент была такая, что парусные тросы лопались как нитки.

Во-вторых, высадку на острова сопровождала другая опасность — морская капуста огромных размеров. Она поднималась со дна, и хотя там была глубина в 15 метров, хвосты капусты длиной еще с десяток метров плавали на поверхности. Это означало практически полную невозможность использования мотора в момент швартовки. В итоге на остров Янкича ребята пришли уже ночью и полностью вымотанные. Океанская волна была настолько высокая, что о высадке на берег не могло идти и речи. Они выбрали закуток, сознательно забились в капусту — и остались ночевать на якоре.

Фото клуба «Бумеранг»
Фото клуба «Бумеранг»

Прогноз погоды с этого дня выглядел все хуже и хуже: на смену одному циклону сразу же приходил другой. Экипажу пришлось принять нелегкое решение о возвращении на Сахалин. Но это не означало, что трудности тут же прекратились. Ведь предстояло проделать тот же путь в обратную сторону. Из-за циклонов катамаран передвигался между островами по такой схеме: два дня переход, два дня шторм, два дня на то, чтобы море успокоилось. И снова в путь.

— Море сильнее, глобальнее, оно хитрое и непредсказуемое — это надо понимать. Такие путешествия — это огромный опыт, и во всех ситуациях капитан много раз обдумывает все, что делает. Поэтому решение вернуться на Сахалин и закончить экспедицию было не отступлением, а заботой о безопасности экипажа, — пояснила Валентина Мезенцева. — Думаю, через какое-то время участники клуба попробуют снова преодолеть этот непростой маршрут. А в этот раз они получили огромный опыт работы с парусами и борьбы со стихией.

Фото клуба «Бумеранг»
Фото клуба «Бумеранг»

Брали все: и топливо, и баню

Естественно, к путешествию серьезно готовились. Переделке, в первую очередь, подвергся сам катамаран. В течение целого года в его конструкцию вносили изменения для того, чтобы команда на нем могла находиться настолько долго, насколько это необходимо.

— Ребята совершенно изменили катамаран. Все время они что-то наваривали на него, заказывали у изготовителя дополнительные элементы, — рассказала руководитель клуба «Бумеранг». — Конструктор им доказывал, что такое нельзя туда поставить. Целые баталии были для того, чтобы на борту можно было спать, готовить, ходить в туалет, не выходя на воду.

Еще, поделилась Валентина Мезенцева, у команды был спасательный плот, спутниковый телефон и прибор, который отслеживает погоду, а также радиобуи и даже радар.

— У нас были сомнения, ставить радар или нет. Но он себя очень хорошо зарекомендовал. На Уруп мы заходили в темноте, был туман, морось, и радар оказался незаменим, — пояснил Вячеслав Козлов.

Фото клуба «Бумеранг»
Фото клуба «Бумеранг»

Кроме того, у экипажа была серьезная группа поддержки на берегу, готовая в любой момент развернуть спасательную операцию.

— Очень важно, чтобы все устройства на борту были в нескольких экземплярах. Потому что в экстренной ситуации должна быть возможность связаться с землей и попросить помощи, — добавил капитан.

Также с собой взяли запас топлива и провизии почти на целый месяц. Для того, чтобы помыться в пути, использовали переносную баню, а запасы пресной воды пополняли на островах по мере необходимости.

Дикая и прелестная перспектива

Именно в этот момент хочется вспомнить про берега Турции, Франции или Италии, которые просто изрезаны маринами. В них кипит жизнь: там-то легко можно заправить яхту топливом, пополнить запасы воды, закупиться свежими продуктами. А еще есть души и туалеты для экипажей, рядом множество ресторанов, прачечных, банков, работает интернет и мобильная связь. Сколько времени пройдет до того момента, как на Сахалине и Курилах станет возможным что-то подобное, — неизвестно.

Марина в городе Порто-Адзурро, остров Эльба, Италия. Видео Ирины Чесноковой

И пусть пока большинство островов Курильской гряды совершенно не предназначены для парусного туризма, Валентина Мезенцева думает, что у этого направления есть перспектива.

Фото клуба «Бумеранг»
Фото клуба «Бумеранг»

— Конечно, сейчас в такую экспедицию можно отправиться только на катамаране, потому что, банально, яхта не сможет нигде пришвартоваться. А катамаран спокойно можно вытащить на берег. Большинство мест абсолютно дикие, но в этом тоже есть своя прелесть — точно знаешь, что никто к тебе не приедет на мотоцикле и квадроцикле, —  считает она.

С этим можно согласиться. Те же Турция и Италия со всевозможными удобствами для яхт и их экипажей тоже не сразу пришли к этому. Наверняка, сначала там появился спрос, а затем уже подтянулось предложение. И то, что на Сахалине есть люди, которые взялись за развитие парусного туризма, вселяет надежду на его светлое будущее.

Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!