Найти тему
Эльвира Слотина

ПУТЕВЫЕ...Гнесинка: Неподражаемые пианисты

Как-то мне позвонила Мишина Оксана Евгеньевна, на тот момент- директор колледжа им.Гнесиных и спросила: "Эльвир, а не хотите попробовать преподавать сценическую речь у пианистов? Очень хочется, чтобы и говорили красиво, и интервью умели давать, да и чтобы зажимы ушли, а то целыми днями сидят наши дети". Я: "Оксана Евгеньевна, я об этом не думала никогда. Но, Вы знаете- я возьмусь, мне это интересно. А вдруг что-то дельное из этого выйдет?!" На том и сошлись.. И первого сентября нового учебного года знакомится ко мне пришли- пианисты... Их было человек 28, шумные, "смешливые", наша 32-я аудитория - заполнилась ими до отказа. Было трудно, потому что "слушать тишину"- это было не про них. Чего только стоил дуэт Саши Гайдея и Игоря Иголкина, подкалывающих друг друга ежесекундно. Но мы постепенно привыкали друг к другу, пристраивались. Работали. И семестр закончили- хорошо. Начало было положено.

И уже в следующем году- пришли мои, "те самые", невероятные! Удивлялась: как-то Боженька соединил в одном месте- ну СТОЛЬКО талантливых людей! Глаза ну ТАК горели! Мы были на одной волне - СТОЛЬКО всего сделали! А еще- они перевернули мое мнение о пианистах, я думала, что лентяи и нудные. Как говорят: "ботаники".. А они...

КАК мы делали посвящение в студенты!!! Песня! Пришли: "Эльвира Сергеевна, Галина Николаевна Мокринская сказала к Вам обратиться за помощью. Мы готовимся к Посвяту. У нас есть слова- остального - нет, помогите!" Я прочитала, в голове стала крутиться какая-то мелодия "унца-унца". Я : "Ребят, а кто может на слух подыграть"? Леша Лимонов сел за инструмент: "Напойте, Эльвира Сергеевна!" Напеваю, он играет. Думаю: "а-фи-геть, крутой какой!" . Потом им стала выстраивать номер мизансценически и давала актерские советы. А ближе к церемонии-уже пошли прогоны в Большом концертном зале Гнеснский на Поварской. Замучила их. Просто курс же- большой, а нужно было очень внятную "фигуру" делать. У них не получалось собраться. Но, чем и отличаются , наверное, талантливые люди- когда нужно собрать волю и внимание в кулак- они это делают! Так и мои- сделали все, выступление- состоялось!

Это потом уже были актерско-речевые тренинги, специально для них разработанные. И был зачет, на который пришла из учебной части та самая Галина Николаевна Мокринская, это ж ее "детки" были. То, что она сказала после показа, порадовало и меня, и ребят: "...Я-то думала вот ходит такой лохматый, взъерошенный (это она про Диму), а в вашей 32-ой - совершенно другой становится , артист! И все какие-то другие.. Что вы с ними сделали, Эльвира Сергеевна?" Я: "Ничего, - улыбнулась я- мы просто сотворчествовали".

На втором курсе - я уже помогала больше с костюмной частью и реквизитом: ребята сделали шикарный капустник. Совершенно невероятными были все: Леша Лимонов, Саша Гайдей, Даша Гавдуш, Маша Агалакова и др. Такие точные наблюдения на педагогов сделали! Зал - "ревел"....

Через несколько лет раздался звонок: звонили Леша Лимонов и Маша Агалакова: "Эльвира Сергевна, мы вас приглашаем на выпускной, но тут еще такое дело: мы же заканчиваем Гнесинку, и нам выпал жребий вести церемонию вручения дипломов. Можно мы используем то наше первое выступление?" Я улыбнулась: "Ребят, ну конечно, это же было наше общее СОТВОРЧЕСТВО! Я только "за".

На торжественной части- ребята повторили тот наш номер с первого посвята...И ниточка от моего сердца к их общему большому- не прервалась.. Они снова - сделали это. А потом было фото... А потом- мы сидели у них в гостях, в их кабинете, вместе с педагогом по литературе Светланой Николавной, было СТОЛЬКО народу и я читала ребятам своего любимого Превера "Как нарисовать птицу":

Сперва нарисуйте клетку

с настежь открытою дверцей,

затем нарисуйте что-нибудь

красивое и простое,

что-нибудь очень приятное

и нужное очень

для птицы;

затем

в саду или в роще

к дереву полотно прислоните,

за деревом спрячьтесь,

не двигайтесь

и молчите.

Иногда она прилетает быстро

и на жердочку в клетке садится,

иногда же проходят годы —

и нет

птицы.

Не падайте духом,

ждите,

ждите, если надо, годы,

потому что срок ожидания,

короткий он или длинный,

не имеет никакого значения

для успеха вашей картины.

Когда же прилетит к вам птица

(если только она прилетит),

храните молчание,

ждите,

чтобы птица в клетку влетела,

и, когда она в клетку влетит,

тихо кистью дверцу заприте

и, не коснувшись ни перышка,

осторожно клетку сотрите.

Затем нарисуйте дерево,

выбрав лучшую ветку для птицы,

нарисуйте листву зеленую,

свежесть ветра и ласку солнца,

нарисуйте звон мошкары,

что в горячих лучах резвится,

и ждите,

ждите затем,

чтобы запела птица.

Если она не поет —

это плохая примета,

это значит, что ваша картина

совсем никуда не годится;

но если птица поет —

это хороший признак,

признак, что вашей картиной

можете вы гордиться

и можете вашу подпись

поставить в углу картины,

вырвав для этой цели

перо у поющей птицы.

Я очень хотела, чтобы у них все получилось! Хочу этого и сейчас и всегда сжимаю кулачки и прошу за них в Поднебесной.