Почему бензин постоянно дорожает
— Почему бензин регулярно дорожает?
— Примерно 70% цены бензина составляют налоги. То есть, покупая бензин, вы пополняете бюджет нашей страны. А значит, обеспечиваете образование, здравоохранение, дороги и общественный порядок. Нефтяники на этом зарабатывают в последнюю очередь, уж поверьте.
— Почему российский бензин в Казахстане стоит дешевле, чем в России?
— Как я уже сказал, основная составляющая цены бензина — это налоги. Когда мы ввозим бензин в Казахстан, то не платим экспортную пошлину, так как находимся в Таможенном союзе, и акциз, а он высокий — примерно 11 000 рублей на тонну. НДС в Казахстане не 20%, как у нас, а 12%. Вот поэтому наш бензин и стоит там дешевле.
— Делится ли бензин на зимний и летний? Чем они отличаются?
— Делится, и летний бензин действительно отличается от зимнего. Любой уважающий себя производитель, у которого есть установка каталитического крекинга, зимой в состав бензина всегда вводит бутан-бутиленовую фракцию. Температура кипения бутана — 0 °C, а изобутана — −11 °C. Если мы эту фракцию добавим в бензин летом, она просто испарится, к тому же бутан тяжелее воздуха, поэтому он стелется по земле и может стать причиной возгорания.
В бутан-бутиленовой фракции содержится много водорода, у неё высокое октановое число, благодаря этому зимой машину будет проще завести, даже при сильных морозах.
Летом зимний бензин, наоборот, может затруднить пуск двигателя.
Что такое присадки и зачем они нужны
— Присадки — это всё-таки зло или польза?
— Присадки — специальные добавки для топлива. Они улучшают работу двигателя и уменьшают расход бензина. Следует различать присадки, которые распространяются кустарным способом, либо просто не прошедшие тестирование, и компоненты премиального топлива. Присадки для промышленного использования разрабатываются под жесточайшим контролем. И, разумеется, они безопасны и для человека, и для машины. Если же вы покупаете продукцию неизвестного производителя, можете получить негативный эффект вместо пользы.
— Раньше эффективной присадкой считался свинец. В Узбекистане, например, его до сих пор применяют для производства высокооктанового авиационного бензина, а в России больше не используют. Свинец — страшный яд. По техническому регламенту у нас запрещены почти все свинецсодержащие, марганецсодержащие и железосодержащие присадки для повышения октанового числа. Но зато в избытке есть водород. С его помощью можно делать качественные и высокооктановые компоненты.
Присадки стоит использовать в комплексе. Одной можно улучшить первое свойство, а другой — второе. Производители комплексных присадок всегда стремятся к так называемому синергизму.
Важно также знать все аспекты работы определённых присадок. Есть, например, моющие присадки, антиокислительные. Строго говоря, для наших бензинов никакие другие присадки и не нужны. А вот для дизельного топлива этот ассортимент намного шире.
— Почему некоторые производители автомобилей не рекомендуют использовать бензин с присадками?
— Скорее всего, речь идёт не о присадках. Сейчас в Европе очень популярны разные альтернативные компоненты. Например, дизельное топливо из эфиров рапсового масла или бензин из спирта. Поэтому некоторые компании, особенно немецкие производители автомобилей, в технических паспортах часто не рекомендуют заливать подобное топливо в их замечательный двигатель.
Чем отличается топливо на разных заправках
— Где лучше заправляться?
— Результаты наших проверок показывают, что в основном стандарты качества нарушают независимые АЗС. Среди крупных игроков рынка нарушения минимальны. Советуем заправляться именно у них, ведь там налажена система контроля качества и риски минимальны.
— Можно ли доверять франшизным заправочным станциям и отличается ли на них качество топлива?
— Есть определённые базовые требования, которые распространяются на заправки, работающие по франшизе. Одно из таких требований — соблюдение всех утверждённых мер по контролю качества топлива.
У нас франшизные АЗС контролируются со стороны специализированного предприятия — «Газпромнефть-Лаборатории» — так же строго и в том же режиме, как и собственные.
— Топливо должно регламентироваться ГОСТами?
— Сегодня главный документ — это технический регламент Таможенного союза. А вот ГОСТ, который раньше являлся базовым документом, превратился в рекомендательный. Это привело к тому, что регулятор больше следит за требованиями экологичности и безопасности топлива. А, например, такой параметр, как октановое число, регулируется только ГОСТом. Поэтому в законодательстве пока есть нестыковки.
— Как определить качество бензина в момент заправки?
— На глаз это сделать невозможно. Различные кустарные способы проверки также чаще всего не работают. Единственный способ проверить качество на АЗС — запросить копию паспорта на то топливо, которое прямо сейчас заливают в ваш бензобак.
— Через какое время после заправки некачественным топливом можно почувствовать последствия?
— Например, вы 25 раз заправились некачественным топливом. У вас накопились, допустим, смолы на штоке впускного клапана. Потом вы заправились качественным бензином, ожидая, что он вам там всё промоет, но такого не будет. Промыть топливную систему можно только жёстким моющим средством на станции технического обслуживания. А потом, допустим, снова залили некачественное топливо. В результате клапан завис, его хлопнуло поршнем и загнуло, двигатель сломался и его нужно ремонтировать.
Эффект от некачественного топлива можно оценить, внимательно отследив всю историю заправок для данного типа двигателя.
— В интернете и в жизни регулярно можно услышать одно и то же утверждение, что российские нефтеперерабатывающие заводы изготавливают только 80-й бензин. Дальше его качество поднимается присадками. Какое качество бензина получается напрямую в НПЗ, а какое улучшается присадками?
— Сейчас мы производим очень мало 80-го бензина, основной объём приходится на 92-й и 95-й, значительно меньше (процентов пять) — 98-го, ну и совсем мало (не более 1%) 100-го бензина.
Весь автомобильный бензин производится исключительно на самих нефтеперерабатывающих заводах. В условиях нефтебаз многие производители вводят присадки или пакеты присадок, и такого рода подходы абсолютно правомерны.
— Как должен пахнуть бензин?
— С запахами всё очень субъективно. При некоторых кислородсодержащих компонентах он может напоминать стоматологическую клинику. Если вы спортсмен и любите быструю езду, то для вас это хороший знак.
Но вообще, чем меньше бензин и дизель пахнут и чем прозрачнее их цвет, тем они лучше.
Где лучше бензин
— Почему в регионах качество топлива на заправках ниже, чем в Москве или Санкт-Петербурге?
— Есть две проблемы, которые могут на это влиять. Первая — отсутствие должного контроля: когда с нефтебазы, не проверив качество продукта, отправляют его на АЗС.
Вторая проблема более глубокая. Она связана с тем, что на рынке совершенно легально оборачивается как моторное топливо, попадающее под регулирование технического регламента, так и низкосортные нефтепродукты, например, судовое маловязкое или печное топливо, средние дистилляты. И вполне вероятно, что автомобилист может столкнуться с недобросовестной продажей.
— На популярных АЗС качество бензина очень хорошее. Но при этом оно сильно разнится от региона к региону. Отличается даже расход. В чём может быть причина?
— Разные партии топлива содержат разное количество того или иного компонента. Современный товарный бензин — это коктейль, состоящий минимум из пяти компонентов. Это так называемые изомеризаты — продукты из установки изомеризации, риформаты, катализаты, алкилаты, синтетические продукты из газовых компонентов и метил-трет-бутиловый эфир. Последний — самый высокооктановый компонент. Поэтому бензин — достаточно сложная смесь. Причём на некоторых предприятиях, где нет каталитического крекинга, топливо может состоять исключительно из изомеризата и риформата. В этом случае его качество очень невысокое.
Наши крупные нефтяные компании практически на всех своих заводах имеют дорогие высококлассные установки. На своих АЗС они продают самостоятельно произведённое топливо.
Теперь вопрос: а может ли топливо, приобретённое, например, в Санкт-Петербурге, отличаться от топлива откуда-то с Алтая? Ответ: скорее всего, нет. Различные партии бензина могут иметь небольшие расхождения, но чтобы разница была заметна в пределах одной партии — это маловероятно. К тому же качество всегда можно оценить, если попросить на АЗС паспорт топлива.
Самый лучший способ не нарваться на контрафакт — пользоваться услугами только тех компаний, в которых есть система жёсткого контроля качества от производства до момента заправки.
— Чем отличаются технологии изготовления топлива в России, Азии, Европе?
— Автомобильный бензин и дизельное топливо — это смесь углеводородов. В двигателе это всё сгорает и превращается в углекислый газ и водяной пар. При этом наибольшее количество тепла даёт именно водород. Чем больше водорода, тем меньше расход и выбросы в атмосферу, чище двигатель.
Все установки по производству в России и Европе практически идентичны. Более того, большинство наших установок закуплено либо в Европе, либо в Америке.
— Правда, что в Европе бензин более качественный?
— Качество топлива в Европе действительно достаточно высокое. Там работают крупные нефтяные компании и, естественно, сложилась довольно жёсткая система контроля качества, которой у нас долгое время не было.
Но за последние несколько лет российская переработка сделала мощный рывок вперёд и построила огромное количество сложных и дорогих установок для производства компонентов топлива. Поэтому можно почти с уверенностью утверждать, что наше топливо даже чуть-чуть лучше, чем у европейских коллег. Лучше, в первую очередь, по такому важному критерию, как содержание водорода. А чем больше в топливе водорода, тем меньше вредных выбросов и чище двигатель у автомобиля.
Почему мы не экономим водород, как делают наши европейские коллеги? Потому что у нас очень много природного газа и он относительно дешёвый. А в метане очень много водорода. Извлекая водород из метана, в ходе технологических процессов мы максимально насыщаем им топливо. А в Европе этого не делают из экономических соображений.
— Связан ли срок службы машины с маркой используемого бензина?
— Большую роль играет качество самого автомобиля, а не качество топлива. Также важно качество дорог и климат. Например, в Европе дороги лучше и климат мягче, чем в России. Естественно, там расход бензина будет чуть меньше. Но учитывайте, что и топливо там стоит дороже.