Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. Не состоявшийся ГАЗ-3301.

Оглавление
Опытный вариант ГАЗ-3301. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить Игорь Погодин. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1979/gaz_3301_opytnyj/
Опытный вариант ГАЗ-3301. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить Игорь Погодин. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1979/gaz_3301_opytnyj/

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Мечта специалистов Горьковского автозавода об экономичном рядном шестицилиндровом двигателе повышенной мощности нашла реализацию в восьмом десятилетии прошлого века, когда на государственном уровне провозгласили необходимость всеобщей дизелизации грузовиков. Кроме того военные потребовали поставить на вооружение полноприводный автомобиль большей грузоподъёмности, с повышенным уровнем противодействия ударной волне и пулям.

ГАЗ-3301 море по колено. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить Игорь Погодин. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1979/gaz_3301_opytnyj/
ГАЗ-3301 море по колено. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить Игорь Погодин. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1979/gaz_3301_opytnyj/

Как создавали ГАЗ-3301?

Созданием дизельного мотора, унифицированного с карбюраторным, конструкторы ГАЗа озадачились в 60-х годах. Подобные работы велись на ЗИЛе и в НАТИ. Не увенчавшись успехом, они укрепили проектировщиков в мысли, что подобная унификация не возможна. Дизель надо проектировать заново, а лучше применять отработанную конструкцию.

В 80-году по техническому заданию военных на ГАЗе приступили к созданию грузовика, способного заменить ГАЗ-66. Опытные образцы появились через год и получили индекс ГАЗ-3301. По результатам многолетних испытаний в разных климатических зонах трёх серий грузовиков, а так же испытаний на полигоне Семипалатинска, в 87-м году ГАЗ-3301 был признан годным к постановке на вооружение.

Автомобиль имел лучшие, чем у предшественника, геометрические и тяговые характеристики. Он показал выдающуюся проходимость, мог преодолевать брод 120 см, проезжать 1300 км на одной заправке, имея расход дизтоплива 16 л на 100 км, везти 2,5 тонны груза со скоростью 90 км/час и буксировать такого же веса прицеп.

ГАЗ-3301 стал больше, мощнее, экономичнее и комфортабельнее предшественника. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить Игорь Погодин. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1979/gaz_3301_opytnyj/
ГАЗ-3301 стал больше, мощнее, экономичнее и комфортабельнее предшественника. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить Игорь Погодин. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1979/gaz_3301_opytnyj/

Чем ГАЗ-3301 отличался от предшественника?

  • Рама автомобиля получила усиление, направленные на повышение грузоподъёмности и веса буксируемого прицепа. Изменения рамы были связаны с применением другого двигателя, КПП, раздаточной коробки и изменённой подвески.
  • Шестицилиндровый рядный дизель воздушного охлаждения объемом 6,23 л модели ГАЗ-542, разработанный на основе двигателя немецкой фирмы Дойтц, у которой была приобретена лицензия с целью внедрения в производства линейки дизельных моторов. Моторы этой фирмы стояли на прославившихся на БАМе самосвалах «Магирус». Двигатель был многотопливным и развивал 125 л.с. мощности при 2800 об/мин. Мотор комплектовался компрессором, электрофакельным устройством и предпусковым подогревателем газо-воздушного типа.
  • Пятиступенчатая КПП с синхронизаторами работала совместно с модернизированной раздаточной коробкой, имеющей две ступени и включающей в себя КОМ для привода лебёдки с усилием 4,5 т. Механизм управления «раздаткой» и КОМ получил электропневматический привод, что предполагало повышение комфорта работы водителя на бездорожье.
  • Увеличение мощности двигателя стало причиной усовершенствования мостов, которые крепились к раме на удлинённые рессоры с металлическими пальцами, вместо резиновых подушек. Такая конструкция подвески позволила увеличить её ход, улучшить плавность хода и управляемость автомобиля. Мосты комплектовались шинами 12,00R20 от ЗИЛ-131.
  • Наличие компрессора дало возможность модернизации тормозной системы, которая стала пневмогидравлической.
  • Кабина соответствовала повысившимся требованиям к эргономике и безопасности. Оснащалась пуленепробиваемыми стёклами и листами брони, защищающими экипаж.
  • Грузовая платформа имела ровный пол без выпирающих колёсных арок, как у предшественника, и увеличенные габариты.
Даже непревзойдённая проходимость не помогла ГАЗ-3301 попасть на конвейер. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить Игорь Погодин. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1979/gaz_3301_opytnyj/
Даже непревзойдённая проходимость не помогла ГАЗ-3301 попасть на конвейер. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить Игорь Погодин. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1979/gaz_3301_opytnyj/

Почему ГАЗ-3301 не пошёл в серию?

К моменту завершения испытаний и получения разрешения на производство грузовика, изготовление дизеля ещё не было налажено. Очередной газовский грузовой вездеход постигла участь предшественника и ГАЗ-53, когда машина уже могла выпускаться, а мотора к ней не было. Отсрочка выпуска и опыт афганской войны, где экипаж ГАЗ-66 погибал от наезда на мину, привели к отказу военных от нового вездехода.

Вместо ГАЗ-3301 на службу пошёл полноприводный грузовик капотной компоновки ГАЗ-3308 с именем «Садко».

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются