Говоря о детско-родительских отношениях , не могу не упомянуть о чудесной книге Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой «Книга для трудных родителей». Именно эти авторы расставили все точки над i в вопросах влияния культуры, традиций и менталитета на психику ребенка.
К слову, авторы являются не только известными детскими психологами и писателями, но и возглавляют Институт демографической безопасности и «Фонд социально-психической помощи семье и ребенку».
Возможно, кто-то со мной начнет спорить, но я никогда не была приверженцем «Американской мечты», не хотела «свалить из Рашки», хотя среди моих друзей есть и любители всего прогрессивного и либерального. Боюсь, как бы читатели дзена не ушли в политику, но без ее упоминания детский вопрос мы раскроем не полностью.
Поэтому мне интуитивно понятно объяснение, что все насильно навязанное, не близкое нашим традициям может только путать, раздражать и делать жизнь несчастной.
Давайте обратимся к авторам.
Почему-то принято считать, что предрассудок-это плохо. Как обычно говорят? Предрассудок - это что-то «стариковское», «деревенское». И никто никогда не скажет: «Какой чудесный, умный предрассудок».
Львиная доля предрассудков относится к народным, от них мы обычно отмахиваемся рукой (например, когда молодые девчонки, надевшие мини-юбки, машут рукой на осуждающих бабушек у подъезда. А сами, лет через 5 выйдя замуж, перестают так одеваться)
Однако есть предрассудки особо стойкие.
Сколько с ними не бейся - ничего не добьешься.
После революции новая власть объявила предрассудком религию. Проводили «безбожную пятилетку», сносили храмы, запрещали ходить в церковь…
И все же люди тайком крестили детей, молились и исповедовались. А про Пасху и говорить нечего. Даже секретарь обкома в Пасхальное воскресенье с аппетитом вкушал кулич, а его дети «лупились» крашеными яйцами.
Теперь найдена новая мишень. «Большевики внушали народу, что стыдно быть богатыми. А все как раз наоборот - стыдно быть бедным» - вот уже пару десятков лет неустанно твердят журналисты.
Сразу оговоримся: мы как-то не припомним, чтобы детям внушалось, что стыдно быть богатым. Стыдно быть жадным-да. Стыдно обижать слабых. Стыдно предавать друзей. Впрочем, у каждого свои воспоминания…
Якобы в нашей стране многие века у людей была склонность к предпринимательству, а тут вдруг - и за 70 лет «антирыночники» ее искоренили. Не правда ли, странно?
Давайте посмотрим на истоки. Например, народные сказки.
В русских народных сказках очень часто в качестве злодеев выступают богачи и жадины. Вспомним хотя бы одну общеизвестную сказку о золотой рыбке. Неуемная жадность старухи воспринимается как нечто греховное, явно заслуживающее кары.
И совершенно противоположная идея заложена в популярной европейской сказке «Кот в сапогах». Здесь жажда обогащения, сопряженная с хитростью и предпринимательской хваткой, не только не наказывается, а явно возводится в ранг добродетели.
А вот герой русских сказок Никита Кожемяка.
-Никита Кожемяка, - говорится в конце одной из былин, - сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.
Может быть, народ был забит и не понимал своего счастья? Если так, тогда это непременно должно было отразиться в произведениях наших «властителей дум». Пушкин. «Станционный смотритель»… Не подходит.. Герман из «Пиковой дамы»… Плохо кончил… Лермонтов? Некрасов? Толстой, Тургенев, Чехов? Надо же - никто не воспевал богатство и деловую хватку.
А где наш Рокфеллер, Форд, Ротшильд?
Минин и Пожарский есть. Суворов и Кутузов есть. Есть, конечно, и Савва Морозов, и Савва Мамонтов, и Щукин, и Третьяков. Но они запомнились не нажитым богатством, а истраченным.
А что говорят современные дети?
Группа социологов Института философии и права Уральского отделения РАН провела опрос в детском саду. Опрошены были 253 ребенка, из них 49% назвали богатых своими врагами.
Малыши не против разбогатеть. Но и желание разбогатеть тут какое-то своеобразное:
-Я хочу быть богатым только наполовину и отдавать все остальные бедным (из того же социологического опроса)
Вот, к примеру, американский Том Сойер очарователен. И он органично вписывается в родную американскую культуру. Представим Тома в московском или калужском дворе - он прослыл бы барыгой.
Насколько вы могли убедиться, психология наших детей не «совковая». У этой психологии гораздо более ранние истоки.
Конечно, не допустимо формировать в ребенке негативное отношение к деньгам. Во всем должна быть мера. Просто именно на примере денежного вопроса мы можем увидеть глобальную разницу между нашим мировосприятием и западным.
Органичное соответствие поведения человека нормам традиционной культуры - важнейший ориентир в воспитании. Это не вопрос этики и вкуса, а залог психического здоровья.
У авторов (как у практикующих психологов) множество примеров на практике, когда родительское стремление подражать западной культуре, вызывало у детей психические расстройства, в том числе тики и заикания.
Приходим к выводам:
- Традиционная нравственность-это гранитные берега, которые не дают разлиться бурной реке бессознательного. Для этого и существуют устои.
- Ребенок, воспитанный вне традиций, будет себя чувствовать дискомфортно еще и потому, что окружающие будут смотреть на него с откровенной враждебностью.
Есть еще такое понятие, введенное психиатром Юнгом, как "коллективное бессознательное". То есть, мы действительно несем в себе отпечатки многовековых традиций неосознанно. Поэтому хочу оставить эти цитаты для сведения всем родителям, которые внедряют слишком новаторские подходы в воспитании детей, идущие вразрез с нашей традиционной культурой.