Найти тему

Социализация в школе? Комментарий на комментарий

Оглавление

Я обнаружил у себя отсутствие писательского таланта в степени, необходимой для того, чтобы в одной дзеновской статье раскрыть суть столь сложного по глубине и охвату явления, как школьная социализация.

Поэтому вынужден брать количеством.)

На продолжение темы, обозначенной в статье “Эффект свинарника”, меня натолкнул комментарий одной из читательниц.

Комментарий задевает исторический контекст, предысторию вопроса. Без него понять явление настолько широкое и глубокое, действительно, невозможно.

"Шире и глубже"

Пару месяцев назад в комментариях к другой статье одна “учительница со стажем” иронично переспросила меня: “Широкое и глубокое … Ну-ну”.

Я понимаю, что для некоторых школьных учителей, особенно “заслуженных, это звучит противоречиво. Но по-другому не бывает. К их сожалению. Смотреть шире, чтобы увидеть глубже - единственно возможный путь к пониманию.

Поэтому - спасибо за комментарий.

“Раньше было лучше только то, что мы были моложе”

Эти слова приписывают Сталину.

.В.Сталин (Яндекс.Картинки)
.В.Сталин (Яндекс.Картинки)

Существовали ли “Властелины мух” в советское время?

А существовали ли тогда мухи?))

Если есть корыто, то животные всегда - рядом. К сожалению, в этом мире диалектики - это абсолютная правда.

Сам вопрос о существовании “заводил”, “властелинов мух” или попросту хулиганов, а то и малолетних бандитов, требует учета некоторых деталей.

“Где мой черный пистолет?”

Если

  • ваше детство прошло недалеко от стен Кремля,
  • вы ходили в школу за ручку,
  • а потом в музыкальную школу - тоже за ручку,

то, скорее всего, для вас хулиганы существовали только в фильмах. Да и те быстро перевоспитывались после беседы с мудрым и добрым следователем.

Если нет, то начинается следующий цикл “если - то”.

Вы были мальчиком или девочкой?

  • Я был мальчиком.
  • Мое детство прошло за тысячи километров от Города-героя. И меня за ручку в школу не водили.
  • И в спортивные секции я записывался и ходил самостоятельно.

Поэтому нередко, оказавшись в “чужом” дворе, мне приходилось спасать свою молодую шкуру бегством. Иногда - на ходу, “отстреливаясь”. А когда не удавалось, то, будучи ребенком, я получал не по-детски. ((

И мой случай, поверьте, был не уникальным, а “среднестатистическим”.

А при чем тут гендерные различия?

А при том, что в моем детстве девочки не дрались.

Вообще.

И девочки школьного возраста не дружили с мальчиками настолько плотно, как сейчас. Поэтому им просто неоткуда было узнать, что какой-то мальчик из класса вчера оказался “не в том дворе”...

Для нас правдой является то, что мы лично пережили. Тем более, исторической правдой, с которой мы себя ассоциируем.

“Две большие разницы”

Но некоторая разница все-таки была …

Разница была в том, что “Повелители мух” повелевали исключительно за пределами школы. Да и то довольно локально. В основном, в “своих дворах”.

(Я не касаюсь "уровня преступности". Речь исключительно про “Повелителей мух”, то есть малолетних "асоциальных элементов".

В школе же был относительный порядок.

Там дети находились под контролем: их организовывали, воспитывали. Даже “Призывали к порядку”, причем иногда - довольно жестко. Жестко, но адекватно ситуации. Чтобы ситуация в целом оставалась адекватной.

А сейчас?

Когда я однажды пошутил со знакомым директором школы: “А ты тогда его - линейкой по пальцам!”, то услышал про прокуратуру. А когда продолжил шутку “Ну тогда психологически дави”, то услышал: “А это еще хуже” …

Очень сложно, говоря о деталях, описывать контекст. Всегда рискуешь нарваться на

“Аффтар нечаво не панемаит и нисет бред”.

Но рулит именно контекст ... А контекст изменился полностью.

Я не касаюсь социальных или политических причин явления.

Жупел "социализации"

Я говорю о том жупеле, которым пугают неопытных родителей малограмотные психологи и педагоги. Родителей, задумывающихся об индивидуальном образовании в любой форме: дистанционной, семейном образовании …

“А как же ваш ребенок будет социализироваться?!”

Это было всегда, но сейчас ...

Как бы это выразить точнее: несколько размазалось, что ли? Концентрация стала пожиже … Поэтому стало труднее не заметить и не попасть в ловушку “школьной ситуации”. Не свариться там.

Чтобы сварить лягушку не нужен крутой кипяток. Достаточно, думаю, градусов 80.

Я пытаюсь донести мысль о "количественной" составляющей. О сравнении. О том, что “было раньше" и "улучшилось ли это сейчас”.

Некоторых вещей лучше избегать.

  1. Вообще.
  2. По возможности.
Карта города АУЕ (Германия, Саксония)
Карта города АУЕ (Германия, Саксония)

Вместо P.S. Настал ли “Час быка”? О случайности и закономерности в истории

В СМИ все больше информации о некоем современном обществе “Повелителей мух”. Название его состоит из трех гласных букв. Город в Германии (Саксония) имеет то же название.

Один мой знакомый, бывший зам. министра иностранных дел, (были у меня и такие знакомые)) как-то в разговоре сказал: "Немцы полностью изжили из своего менталитета синдром фашизма".

Моя аналогия с названием общества и немецкого города, поэтому, неуместна … Надеюсь.

Вопрос: власть действительно ничего поделать с этим "обществом" не может? Или не хочет?

Но мой канал не про политику, а про образование. А эта статья - вообще о детской социализации в современном обществе.

Улавливаете намеки?

Улавливаю - лайк. Не улавливаю. но хочу уловить) - подписка.

Предыдущая статья: "Эффект свинарника"