Найти тему
История.Интересно!

5 загадочных суеверий русского народа

Мир наших предков настолько далек от нашего, что нам сегодняшним сложно понять их традиции и обряды. Нам они кажутся дикими, нелепыми или не понятными, а какие то просто шокируют! Но давайте попробуем разобраться, что стоит за ними? Итак, что на самом деле стоит за … рукопожатием? Почему с аплодисментами на Руси боролась церковь? Почему Баба Яга хотела Иванушку посадить в печь? И неужели сам Гаврила Державин побывал в роли Ивашки? Какие жутковатые обряды были связаны с привычными нам снеговиками? Почему не стоит просто так лепить снежную бабу? Что за загодочная болезнь икотка, которая принимала в старину масштаб эпидемии? Что не своим голосом кричали женщины, которые не могли остановиться? Правда ли, что свадебное платье считалось обрядом мертвеца и могла ли девушка сама выбрать себе жениха?

фото С.Прокудин-Горский, из свободного доступа
фото С.Прокудин-Горский, из свободного доступа

Аплодисменты

В старину, хотя какая там старина, ещё в прошлом веке в русских деревнях знали, что тело человека сакрально, как и все вокруг. Земля под ногами - Матушка, Богиня, поэтому, как говорили старики в древности даже плясали на лавке, чтобы не сделать больно Матушке-Земле. Мир вокруг давал человеку Силу, он же лечил в случае болезни. На мой взгляд очень показательно, что отправляясь за лекарственной травой, травознаи обязательно спрашивали у нее разрешения, да и сам процесс был наполнен особым, сакральным смыслом. Даже ругаться за несколько дней до сбора трав было нельзя.

из свободного доступа
из свободного доступа

Сакрально было и тело человека. Как пишет этнограф Ядвига Чайка в книге «Непутевые заметки», через волосы - средоточие жизненных сил человека, женщины получали силу от самой Земли, а такая привычная нам вещь, как рукопожатие было тоже сакральным обрядом, оно имело значение ритуального жеста. Руки друг другу подавали заключая мир, ударяли по рукам заключая сделку! «Рукобитьем» назывался отдельный ритуал свадебного чина. При встрече обменивались легким рукопожатием – скорее даже прикосновением-при этом говорили: Права рука,лево сердце». При этом, одно из наиболее серьезных пригрешений, совершаемый руками было … рукоплескание, то есть привычные нам аплодисменты. Еще в ХVI веке отцы церкви осуждали «рукоплещавание»,которым сопровождались языческие празднества. В материалах «Стоглава» 1551 года написано: «начнут скакати и плясати и в долони бити, и песни сатанинские пети». Хлопание в ладоши церковь рассматривала как «эллинские», «сатанинские» развлечения. В челобитной 1636 года читаем: «В семый четверок по пасце собираются жены и девицы … под березы … и, поклоняясь березам, учнут песни сатанинские, приплетая, пети и дланми плескати и всяко бесятся». Но почему? Оказывается, в народной традиционной культуре хлопание в ладоши воспринималось … как соитие! вот такой вот неожиданный факт…

Баба Яга и Иванушка

Мы все помним, как Баба Яга хотела Ивашку запечь в своей печи. Удивительно, но ещё в прошлом веке матери своими руками отправляли в печь собственных детей! Все дело в том, что на Руси существовал обряд перепекания, к которому прибегали, чтобы перепечь ребенку судьбу. В некоторых местах перепекали всех детей, в некоторых к этому обряду прибегали если ребенок появился на свет раньше времени, или заболел.

фото С.Прокудин-Горский, из свободного доступа
фото С.Прокудин-Горский, из свободного доступа

В классическом варианте «перепекания» его предварительно обмазывали ржаным тестом на особой воде, принесенной на рассвете из 3 колодцев. Ну а потом как в той самой сказке - на хлебную лопату, и трижды в теплую, не горячую печь! Где-то обряд проводила повитуха, где-то самая старая жительница села, где-то сама мать. При этом произносили заклинания и выдерживали определенный ритм. Об этом обряде много писали этнографы, известно даже, что знаменитого поэта Державина в детстве перепекали как раз таким способом! Но зачем в печь, спросите вы? Всё дело в том, что печь была местом особым, сакральным, связанным с женщиной и женской магией. Её сакральное значение подчеркивает то, что женщины рожали внутри печи. Недаром ведь говорили: «Печь нам мать родная». Когда младенца засовывали в печь и вынимали обратно он как бы возвращался обратно на тот свет и заново рождался на него. Вот такая вот сказка… Кстати, в некоторых местах с той же целью детей просовывали в крупные отверстия в деревьях…

Так ли безобидны снеговики?

Кто в детстве не лепил снеговиков или снежных баб? Казалось бы, самое безобидное занятие. Однако, этнографам и историкам Александру и Андрею Гавриловым, авторам книги «Мещерские сказы» удалось записать необычную информацию. В деревнях еще в прошлом веке бабушки крайне неодобрительно смотрели на детей, лепящих снежных баб!

из свободного доступа
из свободного доступа

Как говорили старики, поскольку Бог человека по образу и подобию своему сделал, то человеку тоже дана сила творения, хоть и малая. А снег, он, мол, как и вода, и зло и добро помнит! В старину такое безобидное сегодня занятие было … зловещим! Лепили на перекрёстке снеговика, да крестили именем таким-то… Разрушат его, и тому человеку конец… Да и сегодня, как говорили бабушки, лучше со снеговиками не шутить: дитё невинное лепит, о папе с мамой думает, или братике, а к весне и истает человек. Считалось, что может в такого снеговика еще и нечисть какая войти, и тогда будет она под окном ходить, пугать, а может и задушить…

 из свободного доступа
из свободного доступа

Чтобы всех этих ужасов не случилось, в старину палочкой крест на снеговике рисовали или угольки закладывали! вот такая вот снежная баба!

эпидемии порчи

Только представьте себе странную болезнь, когда целыми деревнями женщины не могли себя контролировать, икали без передышки, ревели дурными голосами не в силах остановиться, кто-то лаял или мяукал, кто-то начинал говорить на других языках и даже предсказывать будущее, некоторые в независимости от своего желания выкрикивали нецензурные слова. А теперь представьте, что это продолжается не день и не два, а месяц, год, десятилетие?

из свободного доступа
из свободного доступа

Эта древняя колдовская болезнь в старину называлась икоткой, и, как считалось, была вызвана колдунами. На русском Севере в Архангельской области последняя эпидемия икотки случилась в 1970-ом и приняла такой размах, что пришлось даже вмешаться обкому КПСС. Икотка распространялась как эпидемия, стоило лишь одной жительнице села заболеть, как загадочная болезнь мгновенно охватывала всю деревню. Интересно, что болели ей только женщины. Как считается, Икотка - это такой дух, внешне похожий на плесень, а выращивали её колдуны на остатках еды и питья. Историки говорят, что эпидемии "икотки" зафиксированы с 18 по 20 век во всей России. В 1877 году "икоткой" болели женщины села Преображенское Тобольской губернии, а в 1912 году случилась "икотка" в Алтайском уезде. Но самое проклятое место - архангельские деревни Пинег и Мезень, где "икотка" свирепствовала десятилетиями, наводя ужас на соседей. А в 1812 году в злополучных деревнях случился народный бунт против колдунов, насылающих икотку, правительству даже пришлось прислать войска, чтобы успокоить борцов с колдунами. Ведь считалось, что избавиться от этой загадочной болезни можно только если убьешь подсадившего ее колдуна. Но если вы думаете, что икотка осталась далеко в темном прошлом - вы заблуждаетесь! В очередной раз страшная эпидемия икотки разыгралась в 70-ых годах 20 века на Русском севере. Образованные женщины, учителя, врачи, воспитатели кричали не своими голосами и никак не могли остановиться. На колдунов, которые подсаживают икотку подавали в суд, поджигали их дома. На этот раз вмешаться пришлось уже обкому КПСС и милиции. А вот последние упоминания об этой загадочной древней колдовской болезни относятся к 2009 году, когда она разыгралась в одной из деревень Пермского края.

Наряд мертвеца

Сегодня невесты соревнуются в красоте и стоимости свадебного платья, забывая, что свадебное платье с фатой - изначально было … одеждой мертвеца! Наши предки воспринимали его именно как погребальный костюм, ведь сама свадьба, считалась смертью, переходом в другое качество. Отсюда и свадебные плачи по невесте и белый куколь с фатой, который надевали ей на голову.

Фата защищала живых, чтобы мертвец, которым пока считалась невеста не посмотрел кому-нибудь в глаза и не утащил человека с собой в царство мертвых. Вот такая вот история. Впрочем, это не единственный свадебный обрыд, который может вас удивить! В Рязанской области в нескольких селах записан обряд женского сватовства! Когда женщина сама могла выбрать себе жениха! Для этого ей надо было войти в его дом, поднять юбку и усесться на дижу с тестом. Выбранный жених отказаться от свадьбы не мог ни при каких обстоятельствах.

Наши предки жили в удивительном мире, в нем не было смартфонов и интернета но было значительное большее. Они были частью окружающего мира и Вселенной, могли запросто говорить с домовыми, а окружающий мир воспринимали как храм. В каждом овраге, у каждого источника жили особые существа, могущие помочь, или навредить человеку. Были и особые святые места. Чтобы пройти через такое, положено было хлеба покрошить и разрешения спросить у живущих…Вот так, если задуматься, за всем, что мы делаем на самом деле стоит тайный, не известный нам смысл, как подсознание. Но то, что мы его не знаем, не избавляет ведь нас от ответсвенности, не так ли?

из свободного доступа
из свободного доступа

Мне очень грустно, когда я вижу как вымирают русские деревни, как разрушаются дома, в которых когда то жили и любили, ведь в старину считалось, что с каждым домом умирает и его домовой, а вместе с ними навсегда из нашего опутанного проводами и интернетом мира уходит и волшебство..