Найти тему

Армейский кризис

Низкий уровень военной подготовленности и общего кругозора значительной части офицеров, как один из главнейших факторов резкого понижения боеспособности русской армии, были названы командиром и начальником штаба гвардейского корпуса генералами Плаутиным и Барановым в их представлении Александру II по вопросу о необходимости создания специального офицерского журнала.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462902031/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462902031/

Характеризуя положение в русском офицерском корпусе в 50-е гг. XIX века, генерал Баранов в докладной записке Александру П писал:

«Специальные роды оружия — артиллерия и инженеры — правда, достаточно снабжены знающими офицерами, но и те занимаются большею частью исключительно своею специальностью, нимало не запасаясь теми сведениями, которые впоследствии могут понадобиться им в генеральских чинах».

В кавалерии же и в пехоте даже немногие и понимают, что военное дело требует изучения и постоянного чтения. Ни кавалерийская, ни пехотная строевая служба не требует особых познаний от офицера, пока он в младших чинах; но когда он достигает чинов высших, то уже до такой степени отвыкает от чтения военных книг, что при всём своём желании не в состоянии им заняться.

Очень часто отличный воспитанник, подававший большие надежды в учебном заведении, через десять лет службы не только не оправдывает этих надежд, но становится совершенно невеждою, столько же способным командовать отдельною частью войск, сколько и его фельдфебель.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462902062/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462902062/

Отметив, что плохая военная подготовленность большей части русских офицеров привела к ряду крупных поражений в войне 1853—1856 гг. Баранов подчеркнул, что такое вредное и опасное для армии положение коренится в «общем равнодушии к военному образованию всей массы офицеров, которые решительно не читают ничего, до военного дела относящегося».

Не входя сейчас в обсуждение вопроса, насколько полно генерал Баранов вскрывает причины поражения царской армии в Крымской войне вообще и низкой военной квалификации многих офицеров в частности (это специальная и большая самостоятельная тема).

Я лишь отмечу, что правящая верхушка царской России под влиянием тяжёлых уроков Крымской войны вынуждена была обратить внимание на неблагополучное положение в офицерском корпусе, с точки зрения его военного и общекультурного уровня.

Сделав ряд попыток изменить отношение офицеров к изучению военных наук методами административных распоряжений и потерпев на этом пути полную неудачу, царское правительство оказалось вынужденным стать на тот путь, какой успешно использовали его противники, прогрессивные писатели и публицисты XIX века, превратившие общественно-литературные журналы в мощное орудие пропаганды своих взглядов.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462902099/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462902099/

Учитывая этот опыт, генерал Баранов в конце 1857 года в представлении Александру II от имени командования гвардейского корпуса просил разрешить издание научно- популярного журнала, достаточно живого, чтобы пробудить среди офицеров интерес к военной науке, развить у них любовь к чтению, стремление к повышению своего общего кругозора.

Он писал:
«Достигнуть этого можно всего скорее периодическим изданием Военного сборника, который подобно Морскому сборнику, будучи распространён между офицерами сухопутного ведомства, мало-помалу приучит их интересоваться военным делом, будет уяснять им важность и значение каждого нововведения, каждого требования, тогда как теперь многие из постановлений остаются у нас без исполнения, весьма часто потому только, что офицеры не сознают пользы и необходимости их».

В своём стремлении использовать популярный военный журнал в целях повышения военного и общекультурного кругозора офицеров царское правительство не могло опереться ни на один из старых военных журналов — вроде «Военного журнала» и ему подобных. В силу своей серости и крайней реакционности они не вызывали к себе интереса со стороны просвещенной части офицерства.

Начало.

Предыдущая.

Продолжение.