Жанровые предпочтения советского кино довольно мощно разниться с общемировыми и является чуть ли ни антиподом американских. Хотя и в СССР главенствует триада драма, комедии и мелодрамы, но драма отхватила большую часть, наверное, потому, что история СССР сама по себе - драма или даже трагедия. Комедий – меньше. Но! Со смешным жанром нужно погодить. Там есть одна особенность, о которой речь пойдет дальше.
Доля военных и исторических фильмов в Советском Союзе была значительно выше, чем во всем мире. Процент фильмов о войне был почти в четыре раза выше, а исторических фильмов почти в три раза. Зато советское кино почти не знало, что такое триллер, фильм ужасов и вестерн. По данным IMDB не было снято ни одного "нуара". Фильмы ужасов можно перечислить на пальцах одной руки, плюс еще один палец. При чем из шести “ужастиков” два - “Папа умер Дед Мороз” и “Паук” были уже закончены в 1992 году – после известных событий. Остальных там мало, что не удержусь и перечислю: “Вий”, “Господин оформитель”, “Дело об убийстве Тариэла Мклавадзе” (1925!) и “День Гнева” .
То же самое и с вестернами, один из которых немой грузинский фильм 1925 года, два совместного с ГДР производства и “Человек с бульвара Капуцинов”, “Вооружен и очень опасен” и “Всадник без головы”. Странно, что “Белое солнце пустыни” – драма, комедия и боевик не маркирован как вестерн, а только как приключенческий фильм
Производство фильмов по условным жанрам в США за все время на 1 июля 2007 года
Жанр Количество упоминаний Доля
1 Комедия 46934 26
2 Драма 43337 24
3 Фильм для семейного просмотра 9256 5,1
4 Музыкальный фильм 9136 5,1
5 Боевик 8949 5
6 Вестерн 8650 4,8
7 Триллер 7933 4,4
8 Приключенческий фильм 7527 4,2
9 Мелодрама 7281 4,1
10 Детектив 6499 3,6
11 Фильм ужасов 6487 3,6
12 Научно-фантастический 4585 2,6
13 Фэнтези и сказки 3494 2
14 Мюзикл 3353 1,9
15 Байопик 2492 1,4
16 Фильм о войне 2123 1,2
17 Исторический фильм 1219 0,7
18 Нуар 429 0,3
Если преобладающие жанры советского кино отличаются от преобладающих жанров кино остального мира довольно сильно, то по отношению к кино США являют собой почти диаметральную противоположность. Замечу, что не следует удивляться первому месту комедий. Дело в том, что подавляющее количество комедий в США было выпущено в первой половине века, когда почти половина фильмов были комедиями. После 1960 года комедий стало в разы меньше. Может прошла мода на комедии. Может жизнь стала несмешной, но в последние десятилетия комедии составляют от силы 10% кинопотока в Соединенных Штатах. Самое главное, что современные голливудские комедии находятся на относительной периферии общественного внимания. Среди 50-ти самых цитируемых, а, по сути, самых кассовых фильмов, упоминается всего американских фильма-комедии: “Форст Гамп”, “Пираты Карбиского моря” и “Назад в будущее” .
Зато среди 50-и самых цитируемых советских фильмов аж 15 комедий, что является культурной аномалией. Это - “Кин-дза-дза", "Бриллиантовая рука", "Ирония судьбы или с легким паром", "Кавказская пленница, Иван Васильевич меняет профессию", "Операция “Ы” или новые приключения Шурика", "Белое солнце пустыни", "Служебный романс", "Мимино", "12 стульев", "Берегись автомобиля", Джентельмены удачи", "Покровские ворота", "Гараж" и "12 стульев”.
Было бы любопытно понять в какой степени жанровая структура советского кино обусловлена особенностями советского строя, а в какой - вневременными "исконными" национальными предпочтениями. Иначе говоря, хотелось бы понять в СССР: триллеры у нас не снимали потому, что Партия не велела или потому, что среднестатистический русский кинематографист и кинозритель впитал любовь к мелодраме и презрение к триллеру с молоком матери.
После того как была снята партийная удавка, жанровые предпочтения в России изменились. Среди массовых жанров резко пошли вверх боевики и криминальные фильмы. Доля боевиков в России по сравнению с СССР выросла 1,7 раза, доля “криминала” в 1,5. Вытеснив военные фильмы, семейные (по сути, детские фильмы и сказки) боевики и детективы заняли 4 и 5 место в иерархии российских жанров.
В полтора раза выросло и количество комедий, но тут нужно сделать отступление и отметить, что подавляющее количество комедий было снято в 90-е годы, особенно в самом начале 90-х. Тогда “шедевры” смешного жанра наподобие, “Импотент” и “Бабника” буквально захлестнули экран, но в отличие от советских нетленок постперестроечная комедийная пена, как нахлынула так и отхлынула. Если при Ельцине доля комедий составляла аж 20%, то при Путине упала до 14%.
Вообще, смена власти в ночь на 2000 сильно повлияла на жанровые предпочтения в российском кино. Например, находившееся в полном загоне при СССР "ужастики" и триллеры, подняли голову, и хотя, все еще не делают погоды, стали играть заметную роль в киножизни страны. После краха СССР в России доля фильмов ужасов выросла в 13 (!!!), а триллеров в 9 раз. Тем не менее, фильмы ужасов все равно плетутся в хвосте, занимая 17 место. Как и с комедиями в отношении триллеров важен водораздел "Ельцин-Путин" только с обратным знаком. Обросшая жирком киноиндустрия поднатужилась, пукнула и выдала среди прочего дорогущие “Дозоры”, недешевые “72 метра” и “Параграф 78”
Доля научной фантастики и мистики также выросла соответственно 1,5 и 2 раза.
После распада СССР рухнул и не поднялся музыкальный фильм, мюзикл и сказка. Согласно IMDB после 1991 года их стали снимать в 2 и 2,5 раза реже, чем в СССР. В чисто количественном выражении против сотен советских сказок, детских и музыкальных фильмов в современной России было выпущено всего несколько десятков. А, самое главное, то немногое, что вышло находятся на обочине кино. Кто нибудь видел его? Целый материк детского, музыкального и сказочного жанра исчез подобно Атлантиде.
Да и в других европейских странах мало сказок, музыкальных фильмов и мюзиклов - маловато. За всех отдувается Индия.
Но, несмотря все перемены, кино России, сохранило жанровое своеобразие. Оно сначала приблизилось к мировой жанровой палитре при Ельцине, а затем после прихода к власти Путина, задумалось, и поползло обратно к ситуации до 1991 года.
Почему?
Во-первых, как советское, так и российское кино тяготеет к так называемому историзму. Исторические фильмы, фильмы о выдающихся исторических деятелях и особенно фильмы о войне стали фирменной меткой нашего кино. Дело не только в том, что доля произведений в этом жанре не только больше, чем в других странах, но и в том, что именно эти киноленты нанесли советское кино на карту мира.
Из 10-ти самых цитируемых на IMDb советских фильмов шесть, можно назвать историческими или военными. “Броненосец Потемкин”, “Андрей Рублев”, совместный фильм “Дерсу Узала”, “Иди и смотри”, “Александр Невский” и “Человек с киноаппаратом” (который можно отнести к документальным).
Именно “военное кино” прославило советский синематограф. На трех самых престижных кинофестивалях - Каннском, Венецианском и Берлинском - СССР до 1991 года взял в общей сложности 5 главных приза. 2 раза - “Золотую пальмовую ветвь”. 2 раза “Золотого медведя”. Разок – “Золотого льва”. То есть, 4 фильма из 5-ти были так или иначе связаны с темой войны - “Великий перелом” Фридриха Элмлера, “Летят журавли” Михаила Колотозова http://www.youtube.com/watch?v=ZQ3_x0axdfM “Иваново детство” Андрея Тарковского и “Восхождение” Ларисы Шепитько.
10 раз советские фильмы были номинантами на премию Оскар в категории “Лучший фильм на иностранном языке”. Три из них принадлежат (помимо других жанров) к жанру “фильм о войне”. Это - “Война и мир” Сергея Бондарчука (1968), “А зори здесь тихие” Станислава Ростоцкого (1972) и “Военно-полевой роман” Петра Тодоровского (1985).
А ведь в мировом кинопотоке жанр “военного фильма” - струится тонким ручейком. Доля фильмов о войне во всем мире за все годы составила - 1,5%, в США - 1,2%. В СССР же военная тематика затронула почти 6% кинолент, а военный жанр занимал четвертое место в табели о рангах!!!
В 1992-2000 годах в России было снято всего 9 строго “военных лент”. Зато после 2000 года маятник качнулся в другую сторону. За соизмеримый период 2001-2007 года вышло в три раз больше, а именно, 29 "военных" фильма. И снова запах пороха в нашем кино сказывается не столько в количественном, сколько в качественном плане. Заметным явлением стали “Утомленные солнцем” Никиты Михалкова (1995), “Кавказский пленник” Сергея Бодрова (1996), “Вор” Павла Чухрая (1997). Настолько заметным, что именно эта троица пошла на Оскара. И хотя “Утомленные солнцем” и “Вор” - фильмы не о войне, дым войны отбросил тень на почти всех оскаровских номинантов из России. У Михалкова сюжет завязан на комдиве Котове, герое гражданской войны, а у Чухрая о псевдогерое войны Отечественной
А уж Путине жанр “война и немцы” огляделся, встрепенулся, и, толкая локтями “чуждые” триллеры, фантастику и мистику, бодро полез наверх. Кино- и телеэкраны ощетинились оружием разных эпох и конфликтов. От военного фильма отпочковались смежные военные киносериалы и псевдопатриотические боевики. В мешанине околовоенного жанра теперь дружно сосуществуют экофеминисткая “Кукушка” и дорогущая “9 рота”, красочный “Турецкий гамбит” и скандальные “Сволочи”.
Фильмы, основанные на реальных исторических событиях, как это ни странно, кинематографическая диковинка во всем мире, и особенно, в США. Там и принадлежит, соответственно, 1% и 0,7% и последние места в “рейтинге жанров”.
Зато в Советском Союзе, да и в демократической России историческому кино принадлежит значительно более весомая доля. В СССР доля исторических кинолент составляла 2,8%, а в России – 2,5%. Исторический фильм опережал и опережает у нас такие уважаемые везде жанры как фантастика, фильм ужасов и мистика. А что? Воображаемый мир доктора Калигари, Дракулы или Ведьмы из Блер меркнет на фоне ужасов гражданской войны, мистики массовых репрессий или фантасмагории позднесоветского быта.
Тут дело не в одних ужасах. Советское кино как мало-мальски заметное явление начиналось как кино историческое. Уже упоминавшиеся “Броненосец Потемкин”, “Александр Невский”, а также “Иван Грозный” и особенно “Чапаев”. Россия -историческая нация и исторический опыт России всегда был и будет предметом художественной рефлексии, хотим мы этого или нет. Историческим сознанием проникнута вся Россия от Генсека до посудомойки. Это видно по патологической популярности образов Василия Ивановича, Петьки и пулеметчицы Анки. Не один фильм в России не был растиражирован в народном фольклоре как эпос о герое гражданской войны. Кончено, тут нужно помнить, что Анка – не историческая личность, но в кино – это не зеркало истории. Оно орудует представлением, образами и фантомами истории, если уж на то пошло. А для исторического сознания “образ” в 100 раз важней, чем сухой факт.
Во время борьбы с безродными космополитами производство фильмов в Советском Союзе было чуть ли не штучным. На IMDb имеются данные о том, что в период 1945-1953 года было снято 271 фильма. Аж по 30 фильмов в год. Зато расцвел пышным светом жанр байопика. Адмиралы Нахимовы, Ушаковы, академики Павловы, изобретатели Поповы, композиторы Глинки, Мусорогский, поэты Шевченко, литературные критики Белинский были призваны объяснить, что “CCCР – родина слонов”. Итого 14 фильмов на 271 или 5% кинопроизводства. Немало с учетом того, что во всем мире фильмов этого редкого жанра производится около 1%.
Производство фильмов по жанрам в России после 1991 года
Жанр Количество упоминаний Доля
1 Драма 444 32,9
2 Комедия 234 17,4
3 Мелодрама 116 8,6
4 Боевик и Экшн 93 6,9
5 Детектив или криминальный фильм 84 6,2
6 Триллер 59 4,4
7 Приключенческий фильм 55 4,1
8 Фильм о войне 38 2,8
9 Фильм для семейного просмотра 34 2,5
10 Исторический фильм 34 2,5
11 Фентази и сказки 30 2,2
12 Мюзикл 25 1,8
13 Научно-фантастический фильм 25 1,6
14 Музыкальный фильм 24 1,8
15 Мистика 23 1,7
16 Байопик 19 1,4
17 Фильм ужасов 15 1,1
18 Вестерн 1 0,1
19 Нуар 0 0