"Ночью из дома я поспешу
В кассе вокзала билет попрошу
Может впервые за тысячу лет
Дайте до детства плацкартный билет
Тихо кассирша ответит: «Билетов нет»…"
А.Флярковский – Р.Рождественский
Орёл это не тот город, куда едут полчища туристов. Это не тот город, который известен тяжелой промышленностью или какими-то природными достопримечательностями. Это просто еще один город на огромной карте России. Во всяком случае, для большинства людей. Но не для меня.
Для меня это город где я вырос и соответственно знаю кучу подворотен, подъездов и каких-то странных мест. Конечно, можно выбрать десяток фотографий центра города и сказать, что вот, глядите. На осмотр всего этого вам достаточно полдня. Может быть даже меньше, если вы будете гулять с кем-нибудь из местных.
Но лучше я расскажу каких-нибудь историй из своего прошлого. Итак, двор. Самый обычный дворик с детской площадкой. В 90-х на этом самом месте росли кусты. Именно в них я впервые увидел колоду карт. Ничего особенного если не считать, что карт в колоде было 54 штуки, и на каждой из них красовалась обнаженная женщина. Кусты вырубили, порнографию теперь подросткам смотреть негде.
Котельная и дом где я прожил больше 20 лет своей жизни. Адрес - улица МОПРа 16 или общежитие номер 3. Мои окна не видны. Комнаты, где я рос, расположены так хитро, что теперь к ним не подобраться. С балкона на первом этаже открывается ошеломляющий вид. На забор, очень красиво.
Видите, что здание состоит, словно из двух корпусов? Вот с одного на другой мы и перелизали в детстве. Естественно по крыше. Опасно. Если бы я узнал, что мой ребенок занимается такими вещами, я бы его точно наказал. С какой целью перелазили? О, это отдельная история. В левой башне с определенного времени стали проживать в основном преподаватели, а вот в правой студенты из таких увлекательных стран как Сомали или Куба. К ним в правую башню бдительные вахтерши никого не пропускали. Ну, или почти никого. Несколько детей неславянской внешности таки в Орле осталось от дружбы народов. Хотя какие они уже дети? Некоторые из них уже старше меня.
Вообще изначально общежитие и строилось для студентов иностранцев, но в 90-е СССР закончился, и началось время какой-то смуты. Так здание общежития постепенно оккупировали преподаватели с семьями.
Сегодня преподавателей выгнали в новое общежитие. Его как раз построили, пока я служил в армии. То есть, в этом здании я уже не жил. Насладившись цирком в кирзовых сапогах, я вернулся, и недолго думая женился. А женившись, переехал на окраину города. Кстати как бы страшно не выглядела местность на фото, это почти центр Орла. На месте новостройки раньше находился стадион. В детстве мы там играли в футбол, а совсем в глубоком детстве я ходил туда же в песочницу с подружкой Аней. Потом стадион завалили обломками строительных материалов, и туда стало модно ходить пить пиво. Я мало чем отличался от других. Чего бы вдруг не попить пивка рядом с домом? Аня теперь живет в Йошкар-Оле, я в Балтийске. Пиво пьют в соответствующих заведениях. Всё меняется.
Пройдя несколько метров можно обнаружить главный корпус орловского государственного университета. Собственно общежития к нему и относятся. Когда-то я там сдавал вступительные экзамены. К нему мы еще вернемся.
Вид почти с остановки троллейбусов. Ничего примечательного кроме горстки воспоминаний. Здание слева это пенсионный фонд. До его появления площадка была усеяна торговыми палатками. Иногда они горели. Очень привычное дело в 90-х, выйти с утра в школу и увидеть угольки ларька. Вокруг суетятся милиционеры и пожарные. Романтика. Кто там мне говорил, что в 90-х было посвободнее в стране? Ну, её на фиг такую свободу.
А теперь перенесемся в район железнодорожного вокзала. Там в Орле царство сталинской застройки. Знаете, что такое приехать домой? Это когда проходишь сто метров от вокзала, достаешь фотоаппарат и слышишь крик через всю улицу: «Соловей!». В общем, район с этой стороны возле вокзала я не смог пофотографировать. Да и ладно. В моей голове он и без фотографий хранится. С остановки «Экран» я неоднократно ходил пешком до дома. Вернее пешком я много откуда ходил, но весна 99 прошла именно на «привозе», то есть в районе железнодорожного вокзала.
Подступы к вокзалу.
Вокзал в Орле представляет собой большую полукруглую громадину. Вообще размеры громадины ну никак не тянут на вокзал для городка с населением чуть больше трёхсот тысяч.
К вокзалу мы вернемся чуть позже, а пока пройдем через привокзальную площадь к трамвайной остановке. Уютно, не правда ли?
У меня есть очень близкие друзья из Баку, которые успели стать почти родственниками за годы знакомства. Так вот представьте, какое на них впечатление произвел частный сектор. В Орел друзей занесло не просто так. Они решили учиться здесь. И вот выходят они из вокзала, садятся в трамвай и видят восхитительные пейзажи. При этом стоит понимать, что информацию о городе они черпали из энциклопедического словаря, а не интернета. Интернет тогда был диковинкой. То есть из словаря можно было узнать, что Орёл губернский город, крупный железнодорожный узел и вычитать прочие красоты. Я думаю после столицы Азербайджана, Орёл в первый же день произвел на друзей убойное впечатление.
Впрочем, частный сектор на сегодняшний день уже вытесняют новостройки. Но не это в том районе главное. Самое интересное место это Иверская церковь, построенная в начале 20 века. Была какое-то время поликлиникой, детским садиком и пунктом приема стеклотары. В 90-х снова стала использоваться по назначению. Маяковского кстати помните? « Сделали картинку, назвали "бог"
и ждут, чтобы этот бог помог. »
Вот у меня по этому поводу с бабушкой часто бывали разногласия.
Немного трамвайных путей. Любите трамваи? Я вот люблю.
Мост. С виду ничего примечательного, если не считать того факта, что через этот мост проходят абсолютно все призывники в армию. Нестройной колонной, с родителями, слегка возбужденные будущие защитники отечества попадают в поезд именно через этот мост. Здесь недалеко расположен областной военкомат. Естественно я тоже попал в армию, пройдя по этому мосту.
Виды с моста. Новостройки как видите, постепенно вытесняют частный сектор. Ничего этого не было каких-то 10 лет назад.
Ну а теперь вернемся к вокзалу. Прямо, напротив него расположен ДК «Железнодорожников». Одно время там проводились концерты. Не знаю, как с этим обстоят дела сейчас. Скорее всего, жужжание гитар вытеснили распродажи дубленок и мехов.
Чуть ближе к вокзалу стоит символ города. Подозрительно напоминающий кучу веников. Появился он, кстати, уже в 10-х годах этого тысячелетия. Раньше на этой поляне постоянно собирались бомжи и местные алкоголики. Теперь там гуляют дети с бабушками и фотографы подверженные острым приступам ностальгии.
Сам же вокзал до Великой Отечественной Войны выглядел вот так. Идентичный стоял в соседнем Курске. Там кстати вокзал тоже не сохранился.
Орловский вокзал был разрушен нашими самолетами во время бомбардировок. Вообще Орёл один из наиболее пострадавших городов в войну. От губернского города осталось прямо скажем немного. Современный вокзал выглядит вот так.
Древний Рим? Рейх Нет, это Орёл. Кстати, зачем ставить на вокзале рамки металлоискателей, если на платформу можно попасть, просто, поднявшись по ступенькам и не заходя внутрь. Я не против безопасности, но я за разумный подход, которого очень часто не хватает у нас.
Интерьеры внутри местами тоже интересны. Если конечно зритель поклонник советских деталей.
Мой сын, поглядев на колону, поинтересовался, спустимся ли мы в метро? Такие вот ассоциации у ребенка. У меня же вокзал ассоциируется с сотнями поездок в деревню к бабушке. Лет так с 10-ти меня отпускала мама одного через весь город на электричку. Вроде и 90-е были на улице, а вроде и безопасно. Ни разу со мной ничего не случилось. Что еще я могу поведать вам о вокзале? Зал, который на 41 фото раньше был усеян игровыми автоматами. Возле входа, который виден на 34 фото стоял когда-то памятник Сталину. А еще на платформе когда-то была фанерная копия Спасской башни. У проезжавших мимо города складывалось впечатление, что в Орле есть кремль, которого на самом деле никогда не было в городе. Наверное, на сегодня хватит воспоминаний. Все остальные посты будут в том же духе.
Напоследок такие вот витражи. Во время фотографирования усталый полицейский, поинтересовался у меня, с какой целью я фотографирую. Вот действительно, с какой целью мы все что-то всё время фотографируем?