Найти в Дзене
Дестрой

Заброшенный военный аэродром "Смирных" 528-го истребительного авиаполка ПВО на о. Сахалин

Расформированный в 1994 году аэродром "Смирных" с позывным "Школьный", где базировался 528-й истребительный авиационный Краснознамённый полк ПВО 147-й истребительной авиационной дивизии ПВО на самолётах МиГ-17, Як-25, Як-28П, и МиГ-23 МЛ.

Заранее просим прощения за качество и количество снимков, но так получилось.

-2

Этот аэродром изначально был построен ещё японцами для Императорской армии с бетонной взлётно-посадочной полосой длинной 1200 метров и носил название "Кэтон". Уже тогда вдоль ВПП были оборудованы первые гравийные рулёжные дорожки и два десятка стоянок для самолётов.

Это был очень удобный плацдарм для советских войск при предстоящих боевых действиях в войне с милитаристской Японией, который по оценкам разведки мог разместить на своей территории целый авиационный полк, а при желании и два.

-3

После освобождения острова Сахалин от японских войск, аэродром заняли советские войска, разместив на нём 528-й истребительный авиационный полк.

Сам 528-й ИАП был сформирован осенью 1941 г. в составе ВВС Дальневосточного фронта на аэродроме "Мирная" на основе 3-й и 5-й эскадрилий 304-го ИАП вооружённых самолётами И-16 и 4-й эскадрильи 47-го ИАП на самолётах И-153, а после формирования вошел в 32-ю истребительную авиационную дивизию ВВС Дальневосточного фронта.

В 1942 г. две эскадрильи полка были перевооружены на истребители Як-7б и в августе 32-я ИАД, а соответственно и 528-й ИАП вошли в состав 9-й воздушной армии Дальневосточного фронта.

Но уже осенью полк был выведен из состава 32-й ИАД в непосредственное подчинение Командующего 9-й воздушной армии Дальневосточного фронта, при этом обменявшись эскадрильями с 305-м ИАП. Так эскадрилья на самолётах И-153 была передана в 305-й ИАП, а взамен из состава 305-го ИАП в состав 528-го ИАП были переданы две эскадрильи на самолётах Як-7б.

Весной 1944 г. полк был полностью перевооружен на новые истребители Як-9Д, а зимой вновь перевооружен на истребители Як-9М и Як-9Т. Весной 1945 г. полк вновь получил новую технику - 40 самолетов Як-9У, а следом летом вновь перевооружен на истребители Як-3 и вошел в состав 29-й истребительной авиационной дивизии 10-й воздушной армии Дальневосточного фронта.

Так полк уже в составе 29-й ИАД 10-й воздушной армии 2-го Дальневосточного фронта принимал участие в Советско-японской войне, прикрывая с воздуха наступающие войска в Сунгарийской и Манчжурской наступательных операциях, освобождении острова Сахалин и гряды Курильских островов, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 сентября 1945 г. был награждён орденом Красного Знамени.

В 1949 г. 528-й ИАП из состава ВВС перешёл в состав 11-й отдельной армии ПВО и выполнял задачи противовоздушной обороны острова Сахалин и прилегающей морской зоны.

Старая фотография, найденная на сайте, посвящённом фалеристике Сахалинской области.
Старая фотография, найденная на сайте, посвящённом фалеристике Сахалинской области.

Летом 1966 г. на аэродроме началась масштабная модернизация. Вместо старой ВПП была построена новая, пересекающая старую бетонная взлетно-посадочная полоса длинной 2000 метров, которую позже удлинили ещё на 500 метров. Для истребителей были построены арочные сборные железобетонные укрытия в обваловке с веерными выездами к новым рулёжным дорожкам, покрытым плитами.

В 1980 г. полк вошёл в состав 40-й истребительной авиационной дивизии ВВС, но в 1986 г. вернулся обратно в состав 11-й отдельной армии ПВО. По неподтверждённой информации к 1992 г. полк был в составе 24-й дивизии ПВО.

-5

Памятный знак к 45 летию полка.

В разное время на вооружении полка были самолёты самолёты Як-3, Ла-7, МиГ-15, МиГ-17, Як-25, Як-28П, и МиГ-23МЛ. А ещё на аэродроме размещалась база радиоуправляемых мишеней для полигона в Заливе Терпения.

Фото от 29 сентября 1994 г., найденное в Одноклассниках, на котором происходит прощание со знаменем полка.
Фото от 29 сентября 1994 г., найденное в Одноклассниках, на котором происходит прощание со знаменем полка.

Осенью 1994 г. 528-й истребительный авиационный Краснознамённый полк ПВО был расформирован. Оставшиеся в строю самолёты МиГ-23МЛ были переброшены на аэродром Хурба под г. Комсомольск-на-Амуре на оборудованную базу хранения, а впоследствии были утилизированы. А два последних МиГ-23МЛ, один из которых учебно-боевой остались стоять в укрытиях, где их останки находятся и по сей день.

-7

Так сейчас выглядят укрытия для самолётов.

Старое фото укрытий третьей эскадрильи, найденное в одноклассниках.
Старое фото укрытий третьей эскадрильи, найденное в одноклассниках.
Не уверены, что эта фотография тоже сделана тут, но найдена она на странице, посвящённой 528-й ИАП.
Не уверены, что эта фотография тоже сделана тут, но найдена она на странице, посвящённой 528-й ИАП.
-10

Для защиты от непогоды и мелких осколков укрытия для самолётов перекрывались такими распашными защитными воротами.

-11

Внутри они были заполнены песком и передвигались на катках по направляющим рельсам.

-12

Толщина впечатляет.

-13
-14
-15

В двух укрытиях третьей эскадрильи всё ещё сохранились останки двух последних МиГ-23МЛ, которые на момент расформирования полка уже были неподъёмными.

Прижизненное фото МиГ-23 найденное на одном из авиафорумов.
Прижизненное фото МиГ-23 найденное на одном из авиафорумов.
-17

Один из самолётов был боевой, а второй учебно-боевой.

-18
-19

К сожалению в своё время сделали только несколько фотографий на телефон.

-20
-21

И ещё пару фотографий сделали наши друзья в другое посещение проездом.

-22
-23
-24

Ну и напоследок сама взлётно-посадочная полоса.

И прижизненное фото посадки истребителя Як-28П на ВПП, найденное в ЖЖ у пользователя 477768.
И прижизненное фото посадки истребителя Як-28П на ВПП, найденное в ЖЖ у пользователя 477768.

Ну а на этом всё, к сожалению больше фотографий этого аэродрома у нас нет.

-26

Если вам было интересно, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, а также смотрите другие наши публикации.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.