На днях имел любопытный разговор на тему делегирования, и в ходе него вспомнил одну интересную концепцию. Которой, собственно, и хочу поделиться.
Когда-то давно мне посчастливилось плотно общаться с одним экспертом в сфере безопасности бизнеса, очень многому у него научился. В частности, от него услышал следующую парадигму.
Считается, что примерно 5% людей являются «патологически» честными. И воровать не будут никогда в принципе. Точка.
Еще примерно 5% будут воровать всегда. И им пофигу на наказание, даже на 100% риск поимки. Это не лечится, и с этим ничего нельзя сделать.
А вот оставшиеся 90% людей будут воровать только в том случае, когда у них совпадают 2 фактора:
1️⃣есть острая потребность; и
2️⃣есть возможность.
Поэтому по сути, основная работа «безопасника» в плане внутренней среды организации сводится к двум вещам:
1️⃣мониторить возникающие у сотрудников потребности (ведь даже самый честный человек способен на воровство или предательство, если, например, у него умирает ребенок, и нужны деньги на операцию); и
2️⃣ограничивать возможности хищений или других способов противоправного обогащения.
Какое это имеет отношение к личной эффективности?
По моему мнению, эта парадигма хорошо «ложится» на тему делегирования.
Есть небольшой процент людей, которые все сделают «через ж…»😉. Вне зависимости от того, какие меры против этого предпримет постановщик задачи. Очевидно, от таких деятелей при возможности лучше просто избавляться.
Также существуют люди, которые всё понимают с первого раза и всё всегда делают, как надо. И они тоже в меньшинстве. О чем лично я очень сожалею... ☹️
А в работе с большинством при делегировании всегда присутствует страх потери контроля. Что сотрудник «накосячит» или сделает не так, как надо.
Чтобы снизить эти риски, имеет смысл подумать в следующих направлениях:
1️⃣Существует ли у сотрудника мотивация сделать что-либо не так, как нужно.
Разумеется, не из соображений «злого умысла», поскольку мало кто специально приходит на работу, чтобы «косячить».
А, например, чтобы облегчить себе жизнь. Или «выслужиться» перед кем-то. Или сделать что-то старым методом «по привычке»… И так далее…
2️⃣Если потенциально риск такой мотивации существует - имеет смысл ограничить возможности сотрудника сделать по-своему ("точечный" инструктаж, промежуточный контроль, письменное указание и т.п.).
А вы задумываетесь о мотивации сотрудника при делегировании?