Найти тему
Красный критик

Большевики. Мифы. 1917 год (часть 2).

Продолжая разговор про 1917 год, не могу не затронуть тему Учредительного Собрания. Со времен Перестройки, в числе прочего, бродит миф о том, что Учредительное Собрание это законное правительство России, которое большевики разогнали. А белые воевали за Учредительное Собрание, то есть за законное правительство, значит, на их стороне правда.

О том, почему подобный тезис является абсолютно ложным, я и хотел бы поговорить.

Итак, давайте сначала определимся, что же такое, это таинственное Учредительное Собрание. Просто, как правило, те, кто выступают в его защиту, попросту не слишком понимают, что оно собой, по факту, представляет.

Учредительное Собрание это парламент, в котором должны быть представлены все политические партии, за которые проголосует народ. После того, как пал царский режим созыв Учредительного Собрания это более, чем логичный шаг. Временное Правительство на то и временное, что оно действовало до тех пор, пока не было бы созвано Учредительное Собрание, которое бы путем общего компромисса назначило бы новое правительство, форму правления и приняло бы необходимые постановления.

Временное Правительство, кстати, как могло, затягивало созыв Учредительного Собрания потому, что стоявший за ним капитал прекрасно понимал, что тогда ребром встанет вопрос о продолжении войны, о том, кому должна принадлежать земля и прочие неудобные для них вопросы. Левая коалиция во главе с большевиками, наряду с прочим, декларировала необходимость созыва Учредительного Собрания. И таки выполнили свое обещание. Что же случилось потом, почему Учредительное Собрание было разогнано?

Нужно понимать, что политические партии не существуют в вакууме, а представляют интересы тех или иных классов или, реже, социальных прослоек.

В выборах в Учредительное Собрание приняли участие меньше 50% всех избирателей. Всего было избрано 715 депутатов. 370 депутатских мандатов получили правые эсеры и центристы. 175 – большевики. 40 от левых эсеров. 17 мандатов получили кадеты. 15 – меньшевики. 2 получили энесы. Также 86 мандатов было у национальных групп.

-2

При этом, конечно, считать результаты выборов в Учредительное Собрание отражением объективного мнения народа было бы очень глупо. В партии эсеров в ходе революционных событий Февраля произошел раскол. А голосование в Учредительное собрание проходило еще по старым спискам, когда партия была еще едина. Левые эсеры не успели подать новые списки, и получилось так, что Правые эсеры утянули на себя голоса всех эсеров.

Дело в том, что крестьяне, которые и являлись избирателями эсеров, были практически не осведомлены о том, что происходит в столице и в больших городах. Поэтому голосовали, исходя из политической обстановки, которая была на тот момент сильно не актуальна. Не все, конечно, крестьяне, но многие.

А эсеры это, на секундочку, была самая известная и крупная революционная партия в Российской Империи. После Февраля верхушка эсеров предпочла перейти к «легальной» борьбе, войдя в правительство. Это мгновенно привело к тому, что от революционных социалистов осталось только название. Эсеры, по большому счету, превратились в либералов. На этой почве и произошел раскол.

Поэтому, говоря о том, что правые эсеры имели 370 депутатских мандатов, важно учитывать, что эти мандаты, по факту, принадлежали уже не существующей к тому времени единой партии социалистов революционеров, а не правым эсерам.

После того, как Учредительное Собрание было, наконец-то, созвано, большевики предложили утвердить принятые II съездом Советов декреты, признать написанную Лениным и утвержденную ВЦИКом Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Их поддержали левые эсеры.

Однако правые эсеры, имевшие на Собрании большинство, не согласились и предложили свою повестку, которая была поддержана меньшевиками, кадетами и другими мелкими националистическими правыми партиями. Правые эсеры предложили обсудить вопросы о мире, о земле, о руководстве промышленностью, о форме государственного единства. Вопрос же о создании правительства правые эсеры даже не захотели рассматривать.

-3

Если говорить проще, решение съезда Советов было послано в пешее эротическое путешествие. Стоявшая за правыми эсерами буржуазия сказала свое веское слово. Большевики и левые эсеры с такой постановкой вопроса согласиться никак не могли и вышли из Учредительного Собрания. После этого Учредительное Собрание перестало быть таковым. По одной простой причине. Это уже был не всероссийский учредительный орган, а всего лишь собрание исключительно правых политических сил. Либералов, правых социалистов, националистов. Возможно, между собой у них и имелись какие-то разногласия, но своих буржуазных позициях они стояли твердо. Заводы капиталистам, землю помещикам, никакого вменяемого рабочего законодательства и никакой власти Советов.

Конечно, после этого, если смотреть на все с точки зрения чистого легизма, Совнарком был не слишком легитимным правительством. Однако никакого российского правительства, которое было бы легитимнее, в природе не существовало. СНК, на секундочку, имел поддержку со стороны Советов, другими словами, Совнарком был правительством крестьян, рабочих, солдат и матросов. Русских крестьян, рабочих, солдат и матросов.

Так что все заявления белых генералов о созыве Учредительного Собрания это не более, чем пропагандистские заявления, чтобы хоть как-то оправдать свои претензии. Учредительное Собрание без левых партий, это не Учредительное Собрание, а Советы капиталистов, помещиков и кулаков. Ни о какой всенародности белого движения говорить не приходилось, в принципе.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц