Американская школа танкостроения долгое время была зависима от Британии, впрочем, как и многие другие страны в 20-е годы. Развитие бронетехники шло медленно по ряду причин, но ситуацию исправил «шок» Второй Мировой. Вступив в конфликт, США форсировали разработку новейших единиц бронетехники. Однако есть любопытный факт – практическое отсутствие тяжёлых танков. С чем это связано и пытались ли это исправить?
Танки США.
Начнём с краткого обзора танкового парка США на момент второй половины 30-х годов прошлого века до конца войны. Большая часть машин были лёгкими, в частности, M2 Lighte. К концу десятилетия приняли ещё один лёгкий танк – M3 Lighte, который эволюционировал далее в M5.
Средние танки были представлены M2 Medium. Ходовая часть была крайне похожа на лёгких собратьев, но отличалась большей длинной, третьей тележкой и более жёсткими пружинами. Дальнейшее развитие M2 привело к созданию M3 – весьма архаичной машины с 37 мм пушкой в башне и 75 мм орудием в спонсоне. От танка быстро отказались, заменив его на M4 Medium, позже назвав его General Sherman, или просто «Шерман». Танк имел множество модификаций и задержался в вооружённых силах разных стран вплоть до 80-х годов.
Тем временем, лёгкие танки получали медленное, но уверенное развитие в лице M5, как наследника M3 Stuart, а к концу войны появился M24, именуемый «Чаффи».
Дальнейшие средние танки называли тяжёлыми, дабы повысить моральное состояние танкистов. Так поступили с M4A3E2 Jambo и M26 Pershing.
Почему США не имели тяжёлых танков?
Причина отсутствия тяжёлых боевых машин вполне очевидна – географическое положение страны. Океаны были лучшей защитой от потенциального противника, а Мексика не считалась серьёзным противником. Канада же наоборот – сотрудничала с Соединёнными Штатами.
Ещё одна причина частично связана с положением страны. Военное командование не считало нужным создание дорогих и тяжёлых танков, так как на американском континенте их не против кого использовать, а транспортировать в Европу не представлялось возможным. Грузоподъёмность кранов редко превышала 35-40 тонн, а вес средних машин стремительно приблизился к отметке в 30 тонн. Наращивание брони проводило к увеличению массы и как следствие – потенциальный тяжёлый танк становился «дорогим музейным экспонатом».
Последняя причина связана с экономикой, а точнее с «Великой депрессией» 1929-1933 года. Крах экономики привёл к страшнейшему финансовому кризису в истории. В результате, многие программы по разработке военной техники свернули, а после кризиса государство не рисковало закупать дорогие боевые машины. От части поэтому танки США вплоть до M4 имели одинаковую подвеску с телегами на пружине и подрессоренными колёсами.
Однако разработки тяжёлых танков всё же вели. Одним из них стал T1 Heavy, ставший прототипом для M6. Внешне, танк сильно напоминал увеличенный «Шерман» и во многом был унифицирован. В частности, мотор и трансмиссия были заимствованы у M4 и M4A1, а ведущий каток и гусеницы просто сдваивались. Аналогичным образом поступили и с T14 – проектом тяжёлого танка для Британии. При разработке T14 использовали тот же принцип, что и у M6, но борта корпуса возымели углы наклона. Лобовая броня больше походила на поздние «Шерманы», а не немецкий Tiger I. Предполагалось оснастить 76 мм орудием M1 или британским QF17, она же семнадцатифунтовка. Проект тоже не пошёл в серию.
В конечном итоге пришли к выводу, что тяжёлый танк просто необходим, но создавать совершенно новый нет времени. Поэтому, было принято решение улучшить M4A3 Sherman, создав новую башню для орудия M1 с увеличенной толщиной брони, параллельно выпуская дополнительные броневые лести для лба, бортов и крыши, а также выпускать расширенные гусеницы. Танк получил обозначение M4A3E2, обладал общей толщиной лобовой брони более ста миллиметров без учёта угла наклона практически без уязвимых зон, а башня защищалась 150 мм стали по кругу, кроме крыши. Такую броню не могли пробить ни «Тигры», ни «Пантеры». Изначально вооружение состояло из 75 мм пушки M3, но позже арсенал сменили на 76 мм калибр с большей длинной ствола.
Псевдо тяжёлые танки.
Выпуск дополнительных элементов для переделки M4A3 в Jumbo имел успех, но не всегда была возможность провести модернизацию. M4, M4A1, и A2, коих было большинство, не подходили для апгрейда из-за особенностей лба корпуса. Общий тираж M4 Jumbo едва приблизился к 500 единиц. Ситуацию постарались исправить средним танком M26 с именем собственным «Першинг». Фактически, по мобильности и бронированию танк был средним, но вооружение состояло из 90 мм пушки. К тому же, M26 выдерживал обстрел из «Пантер» и «первых Тигров», что стало не плохим основанием для перевода в класс тяжёлых. Однако «Першинг» уступал тяжеловесам своего времени из других стран, а его внешность и принцип продолжения «Шермана» во многом схож с Т-34 и Т-44.
Тем не менее, в войсках был один действительно тяжёлый танк – M26 Super Pershing. Он имел 90 мм орудие с большей длинной ствола и экраны на лбу корпуса и башни. Всего сделали две машины, одна из которых приняла участие в боевых действиях и даже сразилась один на один с немецким Tiger II в Дессау 21 апреля 1945 года. Но это уже другая тема для статьи.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.