Первые упоминания упражнений из йоги встречаются в материалах, которым 3000 лет до н.э., отсылки на йогу можно увидеть в индийском эпосе («Махабхарата», «Бхагавад-гита») VI век до н. э, в «Йога-сутрах» Патанджали II век до н.э. Несколько тысяч лет йога распространяется по всему миру, являясь изначально закрытым учением, передающимся от гуру к наиболее достойным ученикам. К сожалению, йога не избежала потери информации за такой длительный период. Перед тем как стать массовой, йоге пришлось отбросить большую часть философской составляющей, минимизировать технику, адаптироваться под абсолютно неготового (ни телом, ни духом) западного потребителя. В процессе своеобразного «сломанного телефона» получилось, то, что получилось. Смесь спорта, фитнеса, лечебно-оздоровительной физкультуры и философии Древней Индии с претензией на тайные знания.
Сложность сохранения древней йоги ещё и заключается в том, что практика и результат от этой практики разделены по времени. Йога не дает мгновенного эффекта. Поэтому понять, что ты делаешь что-то неверно довольно сложно. Это не как в айкидо, где есть четкая геометрия движений, и стоит не так повернуть руку или сместить на сантиметр ногу и рушится вся техника, противник не падает, сброс захвата не работает, удар пропускается. В йоге можно годами делать одни и те же ошибки и не чувствовать особого дискомфорта. Мне очень нравится притча, иллюстрирующая работу подобных систем, в которой один просвещенный слышит, как недалеко от него какой-то новичок неправильно поет мантры. Но, по факту, оказывается, что как раз таки просвещенный множество лет неправильно пел мантры, а новичок нечаянно нашел именно то звучание, которое нужно. Йога – это постоянный поиск правильных сочетаний во множестве разных упражнений.
Чтобы йога стала рабочей системой нужен целый спектр изменений, который касается не только физических нагрузок, но и изменения питания, изменения поведения, пересмотра своих ценностей и приоритетов. Т.е. мало уметь закидывать ногу за голову или стоять на руках, чтобы называться йогом, это ещё и огромная внутренняя работа над собой. Вот, поэтому и передача йогических знаний могла быть только нескольким ученикам или даже одному ученику. Как писал Идрис Шах множество факторов (место, время, люди) должно сойтись, чтобы знания, которые ты транслируешь приобрели ценность и пользу. Если же ученик будет не готов, то он не сможет понять, чему ты его учишь. Банальный пример – упражнение "Шавасана". "Шавасана" – это упражнение на расслабление, является одним из самых сложных в йоге. Взрослым оно очень нравится. Дети почти всех моих групп его не любят и считают, что ничего сложного в том, чтобы лежать на полу и ничего не делать – нет. Более того – это скучно и глупо. В начале своей практики я давал это упражнение детям, но потом убрал и теперь ввожу его только, если сами ребята просят об этом. Кроме того, что нужно знать асаны (упражнения), нужно ещё и своевременно их осваивать/давать.
Стоит признать, что та йога, которой обучают сейчас, имеет небольшое количество точек соприкосновения с йогой древности. Есть множество направлений, в которых одни и те же упражнения выполняются по-разному, нет никакого отбора по ученикам, нет единого регламента по преподаванию. Из-за подобного рода «расплывчатости» практики, йоги нет в перечне спортивных дисциплин официально преподаваемых на территории России (там даже петанк, шашки и сноуборд есть, а йоги нет). Из-за разнообразия разных школ йоги, приходится раз за разом объяснять новым ученикам, что такое йога, в твоем понимании. С одной стороны – это крайне усложняет работу. С другой - дает возможность для экспериментов.
Мне кажется, в современной йоге и не должно быть жесткой структуры. Главное правило, которому нужно следовать - «Не навреди». Когда я только начинаю работать с новичками, то сразу никогда не исправляю все ошибки в технике. Может быть, мы и не знаем, как преподавали йогу тысячу лет назад, но мы можем прислушиваться к своему телу. Тело само подсказывает, где больно, куда не нужно давить, как лучше поставить руку. Я даю только образец упражнения, а потом смотрю, как человек с его физической формой повторил этот образец и адаптировал под свои возможности. Гораздо позже, когда форма уже усвоена, можно давать небольшие исправления или «ключи» к новым возможностям тела. Таким образом, йога становится крайне индивидуальной. Смысл не привести всех к одному и тому же образцу, а помочь людям самим подобрать удобный им вариант.
Резюмирую. Современная йога – это смесь спорта, фитнеса, лечебно-оздоровительной физкультуры и философии Древней Индии с претензией на тайные знания. В этой практике ведется постоянный поиск правильных сочетаний движений во множестве разных упражнений. Кроме того, что нужно знать асаны (упражнения) нужно ещё и своевременно их осваивать. Не забегать вперед (некоторые асаны стали у меня получаться легко и без напряжения сами собой только через несколько лет практики). Соблюдать правило «Не навреди». Несмотря на то, что школ много и нет единой структуры, не стоит бояться экспериментировать и пробовать новые варианты старых упражнений. Смысл не делать всё по образцу, а найти свой вариант. Чтобы йога стала рабочей системой нужен целый спектр изменений, который касается не только физических нагрузок, но и изменения питания, изменения поведения, пересмотра своих ценностей и приоритетов.