Найти тему
AGM

Итоги года: сексизм, блогерки и мужское одобрение

Оглавление

Близится Новый год, значит пора подвести digital-итоги. Каждые выходные мы будем публиковать по тематической статье и начнём с обзора главных сексистских скандалов 2019 года. Разбираемся, кто в интернете оказался неправ и почему.

Белла Рапопорт против Lush

Что случилось?

Блогерка и феминистка Белла Рапопорт попросила у бренда Lush набор косметики. И получила в ответ: «спасибо, к сожалению, нам не интересно». Белла обиделась и обвинила Lush в неуважении к феминизму.

Общественная реакция

В целом, интернет встал на сторону Lush. У Беллы Рапопорт был сильный союзник в лице Ксении Собчак, но компанию поддержали твиттерские. Фем-сообщество тоже отреагировало неоднозначно, мнения разделились.

Когда Белла пожаловалась на угрозы от пользователей, Lush выпустили пост в её поддержку.

-4

К размышлению

Возможно, в самом начале бренду стоило немного смягчить отказ. С инфлюенсерами следует быть осторожными, рядом с ними очень легко получить осуждение общества.

Reebok на игле мужского внимания

Что случилось?

Reebok Russia запустили рекламную кампанию #НИВКАКИЕРАМКИ, посвященную борьбе со стереотипами. Лицами рекламы стали чемпионка Европы по спортивной борьбе Анжелика Пиляева, боец ММА Юстына Грачык и создательница Telegram-канала «Женская власть» Залина Маршенкулова. А главным хитом кампании стал слоган «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо».

-5

Общественная реакция

Одни разозлились, другие обиделись. Твиттерские шутили. Пользователи угрожали бойкотом бренду. Слоган разошелся на мемы.

К размышлению

Слоган про «иглу» родился в Твиттере Залины Маршенкуловой. То, что успешно воспринимается подписчиками, может развалить рекламную кампанию на широкую аудиторию.

Кроме того, в Reebok никак не могли определиться с реакцией: удалили все снимки со слоганами, затем вернули часть постов, позицию объяснить пытались, но в итоге уволили ведущего специалиста по маркетингу Александра Голофаста.

Может, стоило действовать решительнее и отстаивать свою точку зрения до конца или включить самоиронию?

Собака из ИКЕА

Что случилось?

Российская ИКЕА в Фейсбуке опубликовала пост, в котором представители компании советовали женщинам, что делать «если вы случайно поцарапали его машину или погрызли любимые тапочки». Пост сопровождался картинкой:

-7

Общественная реакция

Фем-сообщество возмутилось. Многие блогеры высказались отрицательно, пост собрал много негативных комментариев.

К размышлению

В комментариях справедливо заметили, что женщины — ядро аудитории бренда. Можно ли так шутить с теми, кто приносит тебе свои деньги?

В ИКЕА отреагировали быстро и сразу постарались минимизировать негатив: удалили пост и принесли извинения.

Заигрывания с гендерной темой — тонкий лед. Писать на эту тему можно, если есть стопроцентная уверенность в успехе и запасной план по отступлению на всякий случай.

Пицца в «Тануки»

Что случилось?

Сеть японских ресторанов «Тануки» разместила в Фейсбуке фотографию, где их посетители сравниваются с поклонниками «Го-го пиццы». Перед скандалом на должность руководителя отдела социальных медиа в «Тануки» утвердили Андрея Фрольченкова.

Судя по личной странице Федора на Фейсбуке, реклама задумывалась как вызов Федору Овчинникову, CEO «Додо Пиццы». В картинке представители «Тануки» использовали изображение популярной в США телеведущей и танцовщицы Уитни Тор. Уитни страдает поликистозом яичников, из-за чего весит 170 килограмм.

-9

Общественная реакция

Людей возмутило использование фотографии Уитни в уничижительном контексте без ее ведома. Кроме того, пользователи увидели в посте дискриминацию людей с лишним весом. Рекламу сразу сравнили с неудачной кампанией Reebok.

Основатель «Додо пиццы» Фёдор Овчинников достойно ответил на вызов «Тануки» и раскритиковал их посыл:

-11

Компания удалила пост и принесла извинения:

-12

Тем не менее, пользователей они не удовлетворили:

К размышлению

Следует соблюдать осторожность в шутках на тему внешности, возраста и веса. Стендап-комик может позволить себе жесткий юмор, а вот для рекламы пиццерии это вряд ли подойдет.

Gillette против маскулинности

Что случилось?

Известный слоган «Лучше для мужчины нет» заменили на новый: «Лучший мужчина, который может быть».

Вышел и рекламный ролик, в котором Gillette осудили стереотипы о «типично мужском поведении» и призвали мужчин отказаться от домогательств, насилия и травли.

-14

Общественная реакция

В основном обиделись мужчины. Ролик на YouTube набрал 1,5 млн дизлайков. В твиттере появились публикации с критикой.

К размышлению

Gillette сфокусировались на негативных качествах характера и приписали всем мужчинам токсичную маскулинность. Пресс-служба компании сообщила, что они не ожидали такой негативной реакции.

Не уверены, стоило ли делать такое обобщение. Возможно, в рекламе следовало показать, как много интересных новых возможностей появилось у современных мужчин.

Для сравнения — у Nike тоже есть гендерно-ориентированная реклама для барышень «Из чего же сделаны наши девчонки?», которая призывает отказаться от стереотипов. Nike сфокусировался на положительных качествах, и ролик полюбился пользователям.

Выводы

— Люди могут обидеться на невинное, на взгляд маркетолога, высказывание. Учитесь читать между строк.

— Тысяча ретвитов дерзкой шутки не превращает ее в слоган. Стоит быть осторожнее с использованием локальных мемов в масштабной рекламной кампании.

— И уж точно следует использовать фотографии звезд в рекламе только с их разрешения.

Как говорят в метрополитене, будьте взаимовежливы 😉