Найти в Дзене
Viator

Изразцовая летопись Москвы

Первое появление изразцового убранства в России относят к концу 15 началу 16 века.

Первый известный факт – распространение в конце 15 — начале 16 века рельефных терракотовых плит. Изразцами, правда, их можно было назвать с натяжкой. Терракотовые плиты сейчас можно увидеть на трапезной Спасо-Андроникова монастыря и на церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове.

В Спасо-Андрониковом монастыре
В Спасо-Андрониковом монастыре
Рождества Богородицы в Старом Симонове.
Рождества Богородицы в Старом Симонове.
Рождества Богородицы в Старом Симонове.
Рождества Богородицы в Старом Симонове.

Находили терракотовые плиты при раскопках и в других местах.

Второй «изразцовый» эпизод связан с появлением глазурованной керамики. Это были так называемые поливные изразцы. В 16 веке (1555-1561) поливные фигурные изразцы были применены на шатре собора Василия Блаженного.

-4

Керамические блюда с яркой многоцветной росписью украшают церковь Троицы в Хорошеве (1597-98 гг)./Построен в 1598 по повелению Бориса Годунова в его вотчине, селе Хорошёве, предположительно Фёдором Конем./

-5
-6

Далее интерес к фасадной керамике падает, но к 1630 годам возвращается. Изразцы используются как цветные орнаментальные вставки. Одно из первых известных сооружений 17 века с изразцами – церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове (1634-35 гг)./Церковь построена в 1635 году князем Дмитрием Пожарским, как гласит предание, — в честь освобождения России от польской интервенции и в память о покойном сыне от первого брака Фёдоре./

-7
-8
-9

Завершает ранний период развития изразца появление одного из лучших московских сооружений – церкви Троицы в Никитниках (1628—1651) .

-10
-11
-12

Во второй половине 17 века Москва вступила в царство изразцов, начался расцвет изразцового производства. Изразцовые фасадные элементы украсили многочисленные здания и сооружения того времени. Основное производство изразцов возникло в Ново-Иерусалимском монастыре. Первым московским опытом было изготовление изразцов для фриза «павлинье око», украсившего, в том числе, церковь и колокольню Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1669-1679).

-13
-14
-15

Великолепием и разнообразием отличалось изразцовое убранство несохранившихся церквей Адриана и Наталии на 1-й Мещанской

-16
-17
-18

и Параскевы Пятницы в Охотном ряду.

-19
-20

Изразцы этих церквей сохранились и их можно увидеть в музее Коломенское. Но есть в Москве сохранившиеся прекрасные образцы изразцового убранства того времени, например, Покровский собор (1671-1679 года) и Мостовая башня (начало 1670-х годов) в Измайлове, изразцы для которых были выполнены московскими мастерами Степаном Ивановым (Полубесом) и Игнатом Максимовым.

-21
-22
-23

Прекрасным образцом изразцового убранства является Крутицкий теремок на Крутицком подворье (1696-1700) – резиденции митрополитов Сарских и Подонских в Москве.

-24
-25
-26

Во второй половине 17 века изразцы занимают заметное место и в интерьерах. Это замечательные изразцовые печи

На рубеже 17-18 веков стилевые тенденции в архитектуре стали вытеснять с фасадов изразцовое убранство, которое перестало быть актуальным для Москвы.

Изразцами больше не украшали здания, ими покрывали поверхности печей

В 1709 году Петр 1 приказал делать живописные плитки и изразцы «на манер галанских». Это гладкие белые с синей росписью плитки. Появились и изделия, сочетавшие рельеф и роспись по эмали. На изразцах «писались» маленькие истории, с библейскими рассказами…

О многоцветном архитектурном изразце забыли надолго.

-27

На рубеже 19-20 веков пристрастие москвичей к архитектурной керамике вспыхнуло с новой силой.

В конце 19 – начале 20 века керамический узор был востребован всеми и повсюду. Как примеры можно посмотреть дом Лопатиной (1876) архитектора Каминского (он стал одним из первых опытов возвращения многоцветного изразца на фасады зданий),

-28

-29
-30
-31
-32

дом Игумнова (1888-1895) архитектора Поздеева,

-33
-34
-35
-36

Саввинское подворье (1905-1907)

-37
-38
-39
-40

и другие.

В конце Х1Х века изразцовым искусством заинтересовались крупные художники и керамисты, прежде всего Михаил Врубель, создавший в имении Абрамцево ряд шедевров. В своих работах он продвинулся очень далеко вперед, разработал целый ряд новых технологий глазурования и обжига с применением собственных глазурей широкой цветовой гаммы.

-41

Подготовлено с использованием книги С.Барановой "Изразцовая летопись Москвы"