Найти тему
Спорт Менеджмент

Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.

Одной из приоритетных задач социального развития общества является изучение проблем здоровья населения. Население делится на различные социальные группы. Одной из важных и многочисленных социальных групп являются студенты. Студенты-учащиеся высших и средне-профессиональных учебных заведений.Студенчество является источником пополнения квалифицированных кадров, придающие современной жизни новые ветви развития общества. Жизнь каждого студента зависит от общего состояния здоровья, его масштабов использования психофизиологического потенциала. Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он и все его органы способны выполнять свои функции. Изучения здоровья студентов — актуальная проблема, требующая всестороннего анализа и обсуждения всех заинтересованных в этом лиц. Укрепление и сбережение здоровья студенчества определяется образом жизни. Навязать студенту определенный образ жизни невозможно. Каждая личность имеет право выбора на тип поведения и форму жизнедеятельности. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и сбивчивой организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как неправильное питание, недостаточность сна, непродолжительное по времени пребывание на свежем воздухе, малая двигательная активность, отсутствие закаливания, курение, увлечение алкогольными напитками и наркотическими веществами. В связи с этим, стоит обратить повышенное внимание на организацию здорового образа жизни у студентов. Здоровый образ жизни — совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. Здоровый образ жизни обеспечивает гармоническое развитие, сохранение, укрепления здоровья, высокую работоспособность, а так же позволяет раскрывать наиболее ценные качества личности, необходимые в условиях динамического развития нашего общества. В связи с этим, необходима актуализация потребности в здоровье, обусловленная его ценностью, как средства достижения других жизненно важных ценностей.
Выявление оптимальных путей ориентаций студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить условно четыре группы ценностей.
В состав первой группы входят абсолютные общечеловеческие ценности, имеющие для студентов большое значение (от 58% до 84%) В эту группу ценностей можно отнести наличие благополучной семьи, безупречное здоровье, привлекательная внешность, умственные способности, целеустремленность, коммуникабельность.
Вторая группа ценностей (от 63% до 67%) - включает в себя: социальный статус, отличную физическую подготовку и др.
Третья группа ценностей (от 32% до 49%) получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Группа включает в себя: удовлетворенность учебным процессом и общественной деятельностью, профессиональное совершенствование, личный авторитет.
Четвертая группа имеет меньшее значение для студентов (от 17% до 26%). Сюда можно отнести хобби, индивидуальные параметры.
Согласно результатам опроса, проведенному в рамках исследования данного вопроса удалось выяснить, что большинство опрошенных(студентов) считают, что влияние на общекультурное развитие в большой степени оказывает улучшение форм телесного и функционального развития.
Более 16% опрошенных считают, что культурным нельзя назвать человека, не заботящегося о своем физическом состоянии.
К главным факторам риска здоровья человека опрошенные относят употребление алкоголя (71%), наркотических средств (88%), курение (78%); недостаточную двигательную активность признают 65% опрошенных, экологическую обстановку (32%). При этом абсолютно не курящих, не употребляющих алкоголь и другие наркотические средства всего 5% респондентов.
Что же движет студентами в желании поддерживать свое физическое состояние? «Уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать у них уважение» (около 69% опрошенных) и «получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус» (более 44% опрошенных). Это свидетельствует о гедонистическом характере физического совершенствования студентов.
Одновременно с этим, как показали полученные результаты опроса студенческой молодежи, направленность на достижение высоких спортивных результатов важно лишь для ограниченного круга обучающихся в учебных заведениях (18%)
Среди причин отсутствия должного отношения к поддержанию своего физического состояния отмечается студентами как отсутствие свободного времени (более 67%) и недостаточно развитые волевые качества (более 39%)
Среди источников информации по здоровому образу жизни лидирующие положение занял интернет(55%). Гораздо реже используется информация полученная из специальной литературы, всего лишь 14%. В качестве весомой информации студенты выделяют информацию о правильном питании, методике ходьбы и бега, а также личном самоконтроле в процессе совершенствования физической подготовленности, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования половой жизни (от 60 до 87%).
Все вышеизложенное, свидетельствует о недостаточной организованности, самоконтроля и требовательности студентов к себе в осуществлении личной физкультурной активности. Полученные знания из различных источников не обладают фундаментальным и функциональным характером для использования их в повседневной жизнедеятельности.
Результаты анализа настоящего исследования позволяет судить о том, что отношение к общекультурному развитию студентов, а следовательно, к ценностным ориентациям на здоровый образ жизни, начинается с овладения соответствующими знаниями. На основе конкретных теоретических знаний и представлений у студенческой молодежи формируются практически навыки и умения, способствующие их реализации в физкультурно-спортивной деятельности. В дальнейшем элементы осознанного отношения студентов к здоровому образу жизни расширяются и преобразуются в виде убеждений.
Ширяев А.С. 8215з