Найти тему
Катехизис и Катарсис

Не ходите, дети, в Африку гулять. Боевые действия в Северной Африке.

Секретное оружие англичан — непробиваемая «Матильда» в Африке
Секретное оружие англичан — непробиваемая «Матильда» в Африке

Вступать в войну можно сознательно, вынужденно или по-итальянски, то есть бестолково. Напомню, что летом 1939 года Муссолини бессовестно кинул своего соратника по Стальному пакту, фактически отказавшись поддержать его в военном отношении, сославшись на неготовность Италии к войне. Надо сказать, что объективно это было так – готовность Италии к войне, особенно затяжной, в экономическом и военном плане была довольно сомнительной. Страна испытывала зависимость от импорта сырья, никаких мер по накоплению стратегических резервов не предпринималось, за исключением нефти – итальянский флот имел запасы в 1 800 000 тонн, чего по расчетам должно было хватить на 9 месяцев войны, однако сразу после начала боевых действий эти запасы начали растаскивать армия и экономика. Несмотря на то, что с точки зрения промышленного развития Италия формально входило в число великих держав, доля промышленности в ВВП страны была минимальной – по этому показателю Италия уступала, например, Венгрии. По основным показателям экономики, демографии, образования Италия попадала в категорию развивающихся стран.

Кто самый хитрый? Я самый хитрый!
Кто самый хитрый? Я самый хитрый!

Однако в 1940 году, по мере того как Вермахт бодро начал раздавать противникам люлей направо и налево, Муссолини почувствовал охватывающую его уверенность, и то чувство, когда опаздываешь на поезд, готовый унести тебя в Адлер. Медлить было нельзя, и дуче волевым решением объявил войну Великобритании и Франции. Позднее Муссолини признавал, что вступление в войну было с его стороны символическим шагом, который позволил бы примкнуть к победителю в важном деле послевоенного передела мира. К нормальной, настоящей войне Италия была совершенно не готова, поэтому, когда внезапно выяснилось, что даже после крушения Франции Великобритания не собирается капитулировать, новоиспеченный союзник Гитлера оказался в довольно дурацком положении. Вместо раздела мира, Италии предстояла война сразу на нескольких фронтах, что, разумеется, еще больше усугубляло ее нелегкое положение. О том, насколько было продуманным это решение, говорит тот факты, что начало войны застигло четверть итальянского торгового флота в портах противника, суда, разумеется, были захвачены англичанами и французами. В Северной Африке о начале боевых действий англичане узнали раньше войск «агрессора», когда английские отряды атаковали пограничные посты итальянцев, итальянские командиры вместо ответного огня ограничивались протестами.

— Фюрер, я чувствую в себе силу воевать! — Не может быть!?
— Фюрер, я чувствую в себе силу воевать! — Не может быть!?

Таким образом, вступление Италии в войну породило массу проблем, а вот дивидендов практически не последовало. Ввиду того, что Гитлеру была важна лояльность правительства Виши, Италии не удалось поправить свое положение за счет Франции или французских колоний. Потенциальные бонусы имелись на Балканах или в английских владениях в Африке и Ближнем востоке. В данном обзоре я постараюсь осветить ход войны на Североафриканском ТВД, Балканы и Восточная Африка будут рассмотрены отдельно.

Со стратегической точки зрения положение итальянских колоний было крайне неудачным. Итальянская восточная Африка изначально была полностью отрезана от метрополии, поскольку сообщение с ней было возможно только вокруг Африки и ли через Суэцкий канал - обе эти линии коммуникаций контролировались англичанами.

Нас зажали враги или мы зажали врагов?
Нас зажали враги или мы зажали врагов?

В Ливии итальянцы появились в 1911, объявив войну Османской империи. В 1912 году война закончилась победой Италии, и Ливия вошла в состав Итальянской империи на правах колонии. Окончательно итальянское господство в Ливии установилось после разгрома местных повстанцев санусситов. Надо сказать, что Италия старалась развивать свою колонию экономически, назначенный в 1934 году (после «умиротворения») губернатором Ливии маршал авиации Итало Бальбоа поставил своей целью сделать Ливию экономически независимой от метрополии, сделать ее «четвертым побережьем Италии». Его стараниями Ливия развилась настолько, что 9 января 1939 года была официально включена в состав Италии. Однако в военном отношении Ливия была зависима от снабжения из метрополии: топливо, боеприпасы, запасные части, вооружение были привозными. При этом стратегическая обстановка в Средиземном море создавала серьезную проблему в осуществлении снабжения Ливии: соединенные силы французского и английского флотов превосходили итальянцев, а расположение баз противника делало перехват грузовых конвоев итальянцев на пути в Ливию практически неизбежным. Итальянское военное руководство «блестяще» решило эту проблему: было принято решение не снабжать Ливию. Исходя из общей обстановки в июне 1940 года Муссолини предполагал, что конец войны наступит от силы через пару недель или месяцев. Войска в Ливии должны были протянуть это время на имеющихся запасах. Понятное дело, что подобные установки обрекали ливийскую группировку на пассивное ожидание. Однако зависимость от снабжения Ливии была так велика, что, наиболее необходимые предметы снабжения пришлось доставлять уже через три дня после объявления войны, используя боевые корабли в качестве транспортов. В первую очередь итальянские войска испытывали нужду в топливе, запасных частях и эксплуатационных материалах для авиации и в современных образцах вооружения – зенитных и противотанковых орудиях, средних танках и боеприпасах к ним.

Бенито в Ливии
Бенито в Ливии

Ливия располагалась между французским Тунисом и проанглийским Египтом. Это означало то, что в случае войны с Великобританией и Францией, Ливия может подвергнуться нападению с двух сторон. По понятным причинам довоенные планы итальянцев в Ливии носили оборонительный характер, причем основное внимание уделялось обороне западной провинции Ливии, Триполитании, граничащей с французским Тунисом, поскольку силы англичан в Египте были незначительными. Итальянская Ливия состояла из двух провинций, западной Триполитании и восточной Киренаики, которые разделялись пустынной областью Сирт. В 1935-1937 годах вдоль побережья Средиземного моря итальянцами была проложена асфальтированная дорога, протянувшаяся на 1882 километра, «Litoranea Libicia» более известная под своим неформальным названием «Виа Бальбо». Она соединяла обе провинции итальянской Ливии от границы с Тунисом до границы с Египтом. Население Ливии составляло 915 440 человек, из которых 110 575 были итальянцами. Столицей Ливии, главным итальянским портом был город Триполи, расположенный в Триполитании. В Киренаике было два крупных порта, через которые осуществлялось снабжение войск, развернутых против пробританского Египта: Бенгази и Тобрук. Эти порты имели довольно серьезные погрузочно-разгрузочные мощности (45 и 35 тысяч тонн в месяц соответственно), однако они размещались на приличном расстоянии от границы.

Строительство «Виа Бальбо»
Строительство «Виа Бальбо»
Открытие трассы
Открытие трассы

Итальянские вооруженные силы в 1940 году, как бы это не показалось странным, придерживались весьма продвинутой военной доктрины, так называемой «Войны быстрых решений», делавшей ставку на действия подвижных соединений. Автором этой доктрины был начальник штаба Сухопутных войск Италии, маршал Родольфо Грациани. Родилась эта доктрина не на пустом месте, преимущества использования подвижных соединений, объединяющих бронетехнику, мобильную пехоту и артиллерию были отмечены лично Грациани на практике, в ходе 2-й Итальяно-эфиопской войны, которая и явилась причиной его карьерного возвышения. Во время этой войны Грациани командовал второстепенным «Южным» фронтом, имея под своим командованием всего 4 дивизии и фронт протяженностью в 500 километров. Основной удар наносился Северным фронтом (10 дивизий), которым командовал маршал Пьетро Бадольо. Честолюбивого Грациани не удовлетворяла второстепенная роль, поэтому он решил компенсировать нехватку сил подвижностью. По своей собственной инициативе, без согласования с генеральным штабом, генерал самостоятельно организовал закупку в США грузовиков, тракторов и топлива в Индии, Южной Африке и даже Японии, используя средства Колониального министерства. Получив технику, он сформировал две полностью механизированных войсковые колонны смешанного состава, объединявших пехоту, артиллерию, немногочисленную бронетехнику и необходимые грузы снабжения. Колонны могли действовать в отрыве от линий коммуникаций, обладали высокой скоростью перемещения и относительно большой огневой мощью. Так, в составе отряда полковника Луиджи Фрусци имелось 6 батальонов пехоты, посаженных на грузовики, около 100 орудий, 9 танков и 20 бронемашин. Используя эти подвижные отряды, которые могли обходить эфиопские войска, и автономно действовать в глубине позиций противника, Грациани блестяще разгромил противостоявшие ему эфиопские войска, превосходившие итальянцев в численности. Действия «Южного фронта» во многом предопределили победу итальянцев в войне и послужили причиной возвышения Грациани.

Мобильные силы Грациани в Эфиопии
Мобильные силы Грациани в Эфиопии

В соответствии с полученным опытом, Итальянские вооруженные силы взяли курс на моторизацию армии, а окончательно доктрина «Войны быстрых решений» оформилась к 1938 году. В соответствии с ее положениями, Италия должна была побеждать на поле боя, используя боевые группы, состоящие из моторизованых, бронетанковых и воздушно-десантных подразделений, которые должны были решительными действиями достигать успеха в сжатые сроки. Данные группы должны были получать преимущество на поле боя за счет высокой огневой мощи и маневренности, победа достигалась за счет прорыва фронта и обхода менее мобильного противника, независимости и гибкости командования в тактическом звене управления. В рамках этой доктрины в составе итальянской армии формировались «Быстрые» (Celere), танковые и моторизованные дивизии. Быстрые дивизии должны были использоваться для разведки и рекогносцировки, танковые соединения для прорыва, окружения и уничтожения противника, а назначением моторизованных дивизий была поддержка действий танковых и быстрых соединений.

Лошадь еще себя покажет (с)
Лошадь еще себя покажет (с)

«Быстрая» дивизия состояла из кавалерийского полка, полка берсальеров (легкая пехота, передвигающаяся на велосипедах или мотоциклах), моторизованного артиллерийского полка, танковой роты и вспомогательных подразделений. К 1940 году было сформировано 3 такие дивизии. Главным инструментом победы итальянской армии должны были стать танковые дивизии, состоявшие из танкового полка, полка берсальеров и моторизованного артиллерийского полка. К 1940 году были сформированы три танковые дивизии. Моторизованные дивизии должны были действовать совместно с танковыми дивизиями в составе танковых корпусов. Моторизованная дивизия была самым мощным соединением в составе итальянской армии – она состояла из трех стрелковых полков (два полка моторизованной пехоты и полк берсальеров), моторизованного артиллерийского полка и вспомогательных подразделений. Из-за нехватки грузовиков было сформировано всего две таких дивизии. В 1939 году итальянская армия проводила масштабные маневры, на которых отрабатывались действия танкового корпуса «Corpo d’Armata Corazzato» состоявшего из двух танковых и двух моторизованных дивизий. Маневры проводились в северной Италии, и подтвердили превосходство моторизованных соединений над пехотными дивизиями. По понятным причинам «ударные» соединения итальянской армии располагались в метрополии (за исключением одной танковой дивизии переброшенной в Албанию). По иронии судьбы период активных боевых действий для этих соединений был недолгим и непродуктивным – итальянцы использовали их против Франции, которая вскоре капитулировала. В свою очередь в Северной Африке, то есть там, где в 1940 году развернулись настоящие боевые действия, и там, где условия ТВД требовали применения подвижных соединений, у Италии имелись только пехотные дивизии.

Гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход!
Гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход!

Как известно «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». У небогатых итальянских вооруженных сил была передовая доктрина, которая слабо подкреплялась имевшейся в войсках материальной частью. В первую очередь это касалось танков, которые в соответствии с положениями «Войны быстрых решений» должны были стать основным средством достижения победы. Доктрина подразумевала вооружение танковых батальонов тяжелыми танками прорыва и средними танками развития успеха. В наличии же имелись только пулеметные танкетки L3, которые, понятное дело, могли считаться ударной силой разве что против дикарей или эфиопов. Это подтвердилось на полях боев в Испании, где итальянская матчасть встретилась с советскими Т-26 и была беспощадно бита. Однако промышленные возможности государства позволили начать производство откровенно неудачных средних танков М.11 только в 1939 году, в очень ограниченном количестве.

Итальянский «Тигр»
Итальянский «Тигр»

В отсутствии подходящего танка, ставка делалась на мобильную артиллерию. Вся артиллерия пехотных соединений в Ливии была моторизована, причем широко была распространена практика перевозки пушек в кузове грузовика. В артиллерийские части направлялся наиболее подготовленный личный состав, итальянские артиллеристы отличались высокой квалификацией. Однако материальная часть артиллерийских орудий была устаревшей и разношерстной – на вооружении совершенно официально состояло 54 артиллерийские системы, что делало снабжение и использование артиллерии непростым делом.

Жахнем, дуче?! Обязательно жахнем, но потом!
Жахнем, дуче?! Обязательно жахнем, но потом!

Итальянские пехотные дивизии были весьма специфическими соединениями, имевшими «бинарную» структуру, состоявшими из двух пехотных полков, легиона «чернорубашечников», артиллерийского полка и весьма незначительных вспомогательных служб. Итальянская пехотная дивизия была значительно слабее аналогичных соединений других государств, особенно в части огневой мощи. Вес залпа итальянской дивизии составлял 10% от веса залпа немецкой и 25% от веса залпа английской дивизии. Основу транспорта дивизии составляли вьючные животные, автомобилей было всего 131. Хочу подчеркнуть, что в условиях североафриканского ТВД именно огневая мощь, мобильность и возможности организации снабжения являлись определяющим фактором, что ставило итальянское соединение в худшее положение в сравнении с потенциальным противником. Понятное дело, итальянцы не просто так приняли подобный штат. Причиной перехода на бинарную структуру было увеличение числа дивизий и упрощение управления соединениями в условиях действий в Северной Италии, на пересеченной и гористой местности.

Итальянская пехота
Итальянская пехота

Имевшиеся в Ливии пехотные соединения итальянцев относились к трем типам: регулярные пехотные дивизии, дивизии фашистской милиции «Черные рубашки» и ливийские колониальные дивизии. Эти соединения имели отличия в штатной структуре и в качестве личного состава. Регулярные соединения имели «стандартный» штат и состояли из призывного контингента. Дивизии фашистской милиции комплектовались из добровольцев, принадлежавших к военизированным формированиям итальянских фашистов. Эти территориальные формирования в качестве «базовой единицы» имели так называемый «легион», примерно соответствующий пехотному полку состоявший из двух пехотных батальонов имевших легкое вооружение. Два таких легиона составляли дивизию фашистской милиции, которой придавался армейский артиллерийский полк. Такая дивизия была слабее «бинарной» регулярной дивизии, составляя примерно 2/3 от ее численности, что, по задумке создателей, компенсировалось боевым духом личного состава. Надо отметить, что значительное число людей из состава формирований «чернорубашечников» прошло через войну в Испании. В 1940 году в состав каждой пехотной дивизии был включен легион «черных рубашек». Третьим типом пехотных дивизий были ливийские колониальные дивизии. Эти соединения набирали личный состав из местного населения. Надо сказать, что эти дивизии считались элитными соединениями, поскольку ливийцы служили с охотой, не за страх, а за совесть, фактически они становились профессиональными солдатами. В частности в состав 1-й ливийской пехотной дивизии был включен первый парашютно-десантный батальон итальянской армии, состоявший из ливийцев.

Ливийские парашютисты
Ливийские парашютисты

Вооруженные силы итальянцев в Ливии были сведены в две армии, 5-ю и 10-ю, объединенные под общим командованием губернатора Ливии Итало Бальбоа, являвшегося главнокомандующим войсками. 5-я армия была развернута против французского Туниса, 10-я армия – против Египта. На 10 июня 1940 года итальянская группировка в Ливии состояла из 14 пехотных дивизий (9 регулярных, 3 дивизии фашистской милиции, 2 ливийские дивизии) и насчитывала 221 350 человек, 339 единиц бронетехники (Танкетки L3 и два десятка бронеавтомобилей), 306 самолетов всех типов, 1427 артиллерийских орудий и 8039 автомобилей. 8 дивизий входили в состав 5-й армии, 6 дивизий – в состав 10-й армии.

ВВС Италии в Ливии преимущественно были вооружены истребителями бипланами CR.42 и цельнометаллическими бомбардировщиками SM.79. Качественно эти машины не уступали технике потенциального противника, имевшейся на североафриканском ТВД. Итальянские летчики имели отличную подготовку, многие пилоты имели опыт реальных воздушных боев, полученный в Испании. Слабыми местами итальянских ВВС была наземная инфраструктура, которая зависела от поставок запчастей и расходных материалов из Метрополии и отсутствие опыта взаимодействия с сухопутными войсками. Соответствующие учения не проводились, поскольку были слишком дорогостоящими и снижали боеготовность ВВС.

SM.79
SM.79

В начале Второй мировой войны Средиземноморье и Ближний восток не рассматривались командованием союзников в качестве потенциальных ТВД – Германии было туда не добраться, а Италия предпочла сохранять нейтралитет, устраивающий союзников. Поэтому в распоряжение генерал-лейтенанта Арчибальда Увэйвела, назначенного главнокомандующим вооруженными силами Великобритании на Ближнем востоке имелись незначительные силы, которые обеспечивали порядок в регионе. Увэйвел получил это назначение 24 июля 1939 года, для осуществления своей деятельности он получил группу планирования, состоявшую из пяти человек, все структуры управления ему пришлось формировать с нуля, в условиях дикого дефицита кадров – в приоритете военного ведомства было укомплектование командных структур разворачиваемого во Франции экспедиционного корпуса. Более того, все оборонительные мероприятия в этом регионе рассматривались командованием союзников через призму «не спровоцировать войну с Италией». В результате в июне 1940 года английские войска на Ближнем Востоке насчитывали всего 86 000 человек. Эти силы были распределены по семи странам (Египет, Судан, Палестина, Кипр, Британское Сомали, Аден, Мальта) на двух континентах.

Сэр А. Увэйвелл
Сэр А. Увэйвелл

Формально Египет был независимым государством, однако, в соответствии с договором о взаимопомощи Великобритания имела право содержать на территории страны небольшой воинский контингент, для «обеспечения безопасности Суэцкого канала». Эти части были сведены в Мобильную дивизию, которая впоследствии была переименована в Бронетанковую дивизию в Египте, а затем стала знаменитой 7-й бронетанковой дивизией «Крысы пустыни». Соединение было сформировано на базе Каирской кавалерийской бригады, и состояла из кавалерийской бригады (гусарские полки на легких танках и бронеавтомобилях), танковой группы (легкие и крейсерские танки), группы поддержки и моторизованного пехотного батальона. Мобильная дивизия была отлично подготовлена для действий в пустыне, войска постоянно проводили учения и практические выходы.

Англичане перед выходом в пустыню, учебным.
Англичане перед выходом в пустыню, учебным.

Еще в декабре 1939 года Увэйвел поднял вопрос о том, что в случае вступления Италии в войну на стороне противника, он не сможет с имеющимися в его распоряжении войсками «защитить интересы Британской империи в регионе». Он предположил, что в случае такого развития событий, войска на Ближнем востоке будут усилены, но для того, чтобы они могли нормально функционировать, необходимо было создать соответствующую инфраструктуру. Планы Увэйвела были утверждены в Лондоне, ему поручили создать базу для 9 расчетных дивизий, которые могли бы быть использованы в Египте и Палестине. Каждая дивизия рассчитывалась на 25 000 человек (с учетом вспомогательных служб) и с 60% превышением численности автомобильного парка. Параллельно с развертыванием логистической инфраструктуры, шло наращивание группировки войск в регионе, правда шло оно в буквальном смысле слова по капле. Поскольку войска метрополии были заняты в Европе, Ближний восток пополнялся за счет доминионов. Прибывающие войска развертывали в Палестине, где они параллельно с несением службы проходили обучение и сколачивание. Увэйвелу обещали предоставить австралийскую и новозеландскую пехотные дивизии, а также 4-ю индийскую пехотную дивизию. Вскоре части этих дивизий начали прибывать на Ближний восток, побригадно и побатальонно. К моменту начала активных БД ни одной из этих дивизий в полном составе на ТВД не имелось. Из Великобритании в Палестину перебросили единственную Кавалерийскую дивизию. Это соединение было немедленно использовано для несения патрульной службы, а вся материальная часть направлена на ликвидацию некомплекта техники в Мобильной дивизии.

База снабжения Мерс-Матрух
База снабжения Мерс-Матрух

С февраля 1940 года на Ближнем востоке было развернуто масштабное военное строительство. Строились и расширялись склады для боеприпасов, вооружения продовольствия и пресной воды. Увеличивалась пропускная способность имевшихся дорог, строились новые пути сообщения. Была построена трасса, дублирующая маршрут через Суэцкий канал – разгрузка судов происходила в Басре, а затем грузы шли через Багдад в Хайфу. Довольно интересно, что масса оборудования и материалов использованных в строительстве, приобреталась у будущих союзников Германии – Румынии и Италии.

Склады в пещерах
Склады в пещерах

Особое внимание уделялось развитию инфраструктуры RAF. Англичане прекрасно понимали, что возможности авиации прямо зависят от наземной инфраструктуры, а пустынные условия усиливали степень этой зависимости. На момент начала войны в сентябре 1939 года в Египте было только пять постоянных аэродромов, три в Палестине, два в Ираке, два на Мальте, один в Судане, два в Адене и один в Кении, ни один из которых не мог вместить более одна эскадрилья. Только два аэродрома в Египте и Палестине имели взлетно-посадочные полосы. В Египте было также несколько пустынных аэродромов к западу от Матруха и на юге до Луксора и Вади-Хайфы. Персонал жил в палатках, технические помещения размещались в сборных ангарах. В Палестине насчитывалось около 40 подготовленных аварийных посадочных площадок, без жилья, разбросанных по всей стране. Согласно условиям англо-египетского договора 1936 года, египетское правительство должно было построить новые аэродромы для Королевских ВВС в зоне канала. Три года спустя переговоры с египетским правительством все еще продолжались, аэродромы не были построены. После начала войны строительство аэродромов взяли на себя англичане.. Работы были начаты сразу на шести новых аэродром возле канала. Каждый аэродром был рассчитан на две тяжелые бомбардировочные эскадрильи с четырьмя взлетно-посадочными полосами и укрытиями для самолетов и развитой инфраструктурой. Временные взлетно-посадочные полосы в пустыне можно было сделать практически где угодно без особых усилий. В большинстве мест естественная почва обеспечивала удовлетворительную основу и для стационарных ВПП, которые строили, попросту покрывая грунт битумом. Основная работа заключалась в создании сопутствующей инфраструктуры – складов, дорог, ремонтных мастерских, ангаров и так далее.

Летчики в пустыне
Летчики в пустыне

Североафриканский театр военных действий обладал весьма специфическими условиями, определявшими характер ведения боевых действий. 90% территории восточной провинции Ливии Киренаики и Египта покрывали безжизненные и безводные пустыни. Основные боевые действия проходили на узкой прибрежной полосе, физически ограниченной с одной стороны Средиземным морем, а с другой стороны обрывистой линией границы (далее я буду называть его откосом) с пустынными равнинами. Ширина этой полосы в среднем составляла около десяти миль, в этих границах располагались главные населенные пункты, источники воды, дорожная инфраструктура и велась хозяйственная деятельность. Откос на всем протяжении был непроходим для техники, и те его точки, которые могли быть использованы для переезда из одной зоны в другую играли стратегическую роль. Пустынные равнины к югу от откоса по большей части были проходимы для техники, непроходимые участки местности всегда можно было обойти. Отдельную трудность играла навигация в пустыне, где, как правило, отсутствовала дорожная сеть и четкие ориентиры. Надо сказать, что и технические средства навигации не всегда позволяли ориентироваться в пустыне – познавшие войну в песках на практике, вспоминали, что в частях ценились люди, обладавшие так называемым «чувством пустыни» позволяющим им ориентироваться на местности. Довольно интересным ориентиром был Барьер – возведенная итальянскими инженерами сплошная стена из колючей проволоки, отделяющая Ливию от Египта. Вдоль барьера размещались пограничные форты итальянцев – эта система была построена против бедуинов, которые из Египта поддерживали восстания санусситов. Против англичан Барьер был бесполезен.

Пустыня ничего не производила, и все запасы, включая провиант и главное, жизненно необходимую воду, войска возили с собой и на себе. В условиях пустыни, ключевые точки, удержание которых имело смысл, разделялись огромными безжизненными пространствами, которые требовалось проходить как можно быстрее, не растрачивая драгоценные запасы. В этих условиях моторизация войск играла ключевую роль. Однако использование техники в Пустыне приводило к повышенному износу, требовательности к комплектации навыкам водителей.

Западная пустыня
Западная пустыня

Первые столкновения в Северной Африке произошли сразу после объявления войны Италией. Причем, как я уже писал, до итальянских войск эта информация дошла позднее, чем до англичан. Командир Мобильной дивизии генерал О’Мур решил использовать возможности своих частей для того, чтобы провести несколько мобильных рейдов на итальянскую территорию. 14 июня 1940 года мобильные группы англичан атаковали форты Капуццо и Маддалена. Форты были захвачены внезапной атакой, гарнизоны взяты в плен, а все запасы снаряжения и вооружения, складируемые в фортах, были уничтожены. Одной из причин легкости британской победы было то, что итальянцев никто не уведомил о начале войны. В этот же день разведгруппа 11-го гусарского полка захватила в плен первого генерала «Оси» - два английских броневика перехватили на шоссе колонну итальянских грузовиков снабжения, в составе которой ехал автомобиль начальника инженерных войск 10-й итальянской армии генерал Lastucci. Колонна была разгромлена, 88 человек, включая генерала, попали в английский плен.

Командование итальянских войск в Ливии сформировало мобильную группу полковника Д\Аванзо, которой было поручено разгромить англичан. В состав группы входил моторизованный батальон 1-й ливийской пехотной дивизии, 3-я рота 9-го легкого танкового батальона (16 танкеток L3/33) и 4 77-мм пушки 17-й артиллерийской батареи. 16 июня 1940 года группа проследовала к разрушенным фортам, а затем углубилась на египетскую территорию, где была атакована англичанами. При появлении двух английских бронеавтомобилей, итальянцы сформировали оборонительное каре, установив по углам артиллерийские орудия. Танкетки, действуя за пределами каре, попытались отогнать англичан. Внезапно, тактика, хорошо работавшая против бедуинских кочевников, дала сбой – итальянские танкетки были атакованы пушечными английскими крейсерскими танками. 12 танкеток были уничтожены, 4 бежали в пустыню и там были брошены своими экипажами. Полевые пушки итальянцев не имели бронебойных снарядов и не могли сопротивляться танкам англичан. Бой окончился полным разгромом итальянского отряда.

Английский броневик у итальянского проволочного заграждения
Английский броневик у итальянского проволочного заграждения

Стычка выявила неподготовленность итальянцев к новой форме боя, а также решительный недостаток опыта и сколоченности частей, сформированных «на коленке». Несмотря на то, что командир группы знал о том, что ему противостоит английская бронетехника, он не озаботился взять с собой хотя бы бронебойные пулеметные патроны к танкеткам. В составе 1-й ливийской дивизии имелась мобильная батарея ПВО, состоявшая из 4-х зенитных автоматов на шасси полноприводного грузовика SPA-35, имевших бронебойные снаряды. Эти установки могли кардинально изменить соотношение сил бою, но полковник Д'Анвазо не озаботился противотанковой компонентой отряда. Уже в ходе боя, единственной силой, способной оперативно оказать помощь итальянскому отряду была авиация, однако прямой связи с ней у группы не было, связь могла осуществляться только через штаб 10-й армии и главнокомандующего войсками в Ливии.

Английская авиация, несмотря на свою скромную численность, активно начала наносить удары по итальянским объектам в Ливии, отдавая приоритет наземной инфраструктуре ВВС. Ответные удары итальянцев последовали только в середине июня 1940 года.

Тобрук после бомбежки
Тобрук после бомбежки

После того как вступление Италии в войну стало свершившимся фактом, и особенно после капитуляции Франции вопрос об усилении войск на ближнем востоке встал перед англичанами ребром. Возникла реальная угроза вторжения противника в Египет, в восточной Африке итальянцы начинали проявлять активность, требовалось усиление оборонительных сил на Крите и на Мальте. Разведка союзников оценивала силы итальянцев в Ливии в 280 тысяч человек, при том, что в Египте имелось не более 20 тысяч солдат и офицеров. Фактически под командованием Увэйвелла не было ни одного комплектного соединения: мобильная дивизия испытывала недостаток материальной части, имея лишь треть от штатного числа техники, 4-я индийская дивизия прибыла лишь частично. Оба соединения испытывали нехватку материальной части, в первую очередь противотанковых орудий, зенитных орудий, грузовиков. Однако под угрозой возможного вторжения из Франции, британцы не могли перебросить в Египет значительные силы и средства из метрополии. Все, что удалось выделить для немедленного усиления войск Египте было направлено специальным конвоем вокруг Африки: 3-й гусарский полк (легкие танки); 2-й Королевский танковый полк (крейсерские танки) и главный сюрприз для противника: 7-й Королевский танковый полк (пехотные танки «Матильда-2»); 48 2-фунтовых противотанковых орудий и 40000 выстрелов к ним; 20 зениток «Бофорс» и 30 000 выстрелов; 48 25-фунтовых орудий и 24000 выстрелов; 500 пулеметов Брен; 1 миллион патронов; 250 противотанковых винтовок; 50000 противотанковых мин; 300 тонн запчастей, радиооборудования, снаряжения и т.д. Конвой прибыл в Египет в начале сентября 1940 года. Отдельной проблемой для снабжения войск на Ближнем востоке стала невозможность использования Средиземного моря для регулярного прохода судов. Англичане смогли обеспечить устойчивое плановое поступление грузов в Северную Африку, используя круговой маршрут через Красное море и Суэц, однако оперативно восполнить внезапную потребность не было никакой возможности – все поставки должны были строго планироваться. Отдельной проблемой стала доставка самолетов – если раньше они попадали на Ближний восток через французские колонии, то теперь для пересылки их в Египет пришлось сформировать трансафриканскую воздушную трассу.

Маршрут перегона самолетов
Маршрут перегона самолетов

Капитуляция Франции кардинально изменила соотношение сил и обстановку на Североафриканском ТВД. Во-первых это позволило итальянцам начать проводку конвоев в Ливию, во вторых исчезновение угрозы с запада развязало руки итальянской группировке в Ливии. Муссолини немедленно приказал начать подготовку к наступлению на Египет, конечной целью которого был захват этого государства и установление итальянского контроля над Суэцким каналом. Однако обстоятельства внесли свои коррективы: 28 июня 1940 погиб главнокомандующий итальянскими войсками в Ливии Итало Бальбоа. Он вылетел с инспекционной проверкой в Тобрук, чтобы проверить работу служб ПВО, которые не могли препятствовать английским авиаударам по порту. Тобрукский порт был наиболее близок к Египту, и должен был сыграть ключевую роль в обеспечении грядущего наступления. Самолёт SM.79 Итало пилотировал сам. Последующая трагедия сложилась из ряда факторов: на аэродроме были предупреждены о прилете маршала, но связаться с батареями ПВО не могли - связь была уничтожена налетами британцев. Плюс ПВО флота наземным службам никак не подчинялось. Итальянские зенитчики не знали силуэтов своей авиации, не имели приличных приборов наблюдения. Сам Бальбо грубо нарушил правила опознавания своих самолётов (которые кстати разрабатывались с его участием), не совершил круга для опознания над аэродромом, а сразу пошёл на посадку. В итоге самолёт обстреляли зенитчики крейсера "Сан Джорджио", а после первых разрывов в бой включилось все итальянское ПВО. Самолет, пилотируемый Итало, был сбит, упал и взорвался около аэродрома, вызвав бурное ликование на зенитных батареях – это была первая победа!

Бальбо
Бальбо

После гибели Бальбо итальянские войска в Ливии возглавил маршал Грациани. Адепт мобильной войны, он понимал острую необходимость в соответствующей материальной части и «пробил» отправку в Северную Африку имевшихся в Италии средних танков М.11. Итальянский конвой с танками сопровождался линейными силами флота, операция вылилась в сражение у Калабрии, о котором будет написано отдельно, но в результате итальянские суда достигли Ливии.

Первые 72 средних итальянских танка М.11 прибыли в Ливию 6 июля 1940 года. Это были фактически все имевшиеся на тот момент в распоряжении итальянцев средние танки, они были изъяты из состава танковой дивизии «Ариетте» и сведены в два отдельных танковых батальона. Первое столкновение новых машин с англичанами произошло 5 августа 1940 года. Небольшая итальянская колонна, охраняемая новыми танками, была атакована британским отрядом из состава 7-го гусарского полка. Появление новых машин у противника оказалось неприятным сюрпризом для англичан: итальянцы сожгли два английских танка, два крейсерских танка типа А.9 было захвачено. С учетом того, что итальянцы, анализируя опыт столкновения, упоминали о необходимости иметь в составе мобильных групп людей знающих английский для допроса пленных, захватом техники дело не ограничилось.

Получив в свое распоряжение технику, способную бороться с английскими танками, маршал Грациани начал формировать импровизированное подвижное соединение, так называемое Comando carri della Libia – танковое командование Ливии. Теоретически, Грациани имел достаточно материальных ресурсов для формирования полноценного подвижного соединения, которое в августе 1940 года могло совершить стремительный бросок к Суэцкому каналу и достичь целей кампании. Однако итальянский главнокомандующий медлил, и на то у него были свои основания. Во-первых он понимал, что для решительного наступления необходимо организовать устойчивое снабжение войск, во вторых он совершенно справедливо сомневался в том, что собранное из различных подразделений соединение без специальной подготовки будет достаточно управляемо и устойчиво в бою. Ну и в третьих, на решения Грациани оказывала влияние информация итальянской разведки, которая сообщала о том, что силы англичан в Египте составляют не менее 200 тысяч человек, прекрасно вооруженных и готовых к активным действиям. Немало способствовали закреплению этого представления в голове итальянского военачальника непрерывные рейды механизированных частей противника.

Английские «Кэрриэры» у ворот итальянского форта
Английские «Кэрриэры» у ворот итальянского форта

В этих условиях планирование наступления на Египет носило весьма осторожный характер. Итальянцы ожидали начала немецкого вторжения в Великобританию, справедливо полагая, что в этом случае англичанам будет не до Египта, летом 1940 года Муссолини приказывал 10-й армии готовиться к наступлению, которое должно было начаться после старта «Морского льва». Однако немецкое вторжение откладывалось, и 7 сентября 1940 года Муссолини отдал приказ самостоятельно начать вторжение в Египет.

Планы Грациани не отличались масштабностью, ожидая серьезного сопротивления со стороны противника, он наметил в качестве первой цели наступления пограничную с Ливией деревню Саллум. Эта точка была наиболее удобной с точки зрения организации обороны против итальянского вторжения, поскольку там прибрежное плато сужалось до минимума, образуя бутылочное горло. Грациани замыслил комбинированный удар – пехотные дивизии должны были наступать на Саллум с фронта, а сформированная мобильная группа, в составе подвижного отряда генерала Маллети и двух Ливийских пехотных дивизий, посаженных на грузовики, должна была обойти Саллум по пустыне, и выйти в тыл англичанам. Как говорится – гладко было на бумаге, да забыли про пустыню. 11 сентября 1940 ливийские дивизии вышли в точку рандеву с группой Малетти и не обнаружили ее на месте встречи. Пропажу пришлось искать самолетами, выяснилось, что итальянская моторизованная колонна сбилась с курса и бодро почесала в самое сердце Сахары. На марше в никуда итальянцы потратили все топливо, выделенное для операции, и не смогли вовремя вернуться. После такого афронта, Грациани решил не мудрить, а нанести фронтальный удар.

Бомбежка Саллума
Бомбежка Саллума

Итальянское наступление началось в ночь с 12 на 13 сентября 1940 года с мощной артиллерийской подготовки, целью которой были аэродром и казармы в Саллуме. Артподготовка пришлась по пустому месту – на египетской территории итальянцев ждал всего один дозорный взвод англичан, который немедленно сообщил о начале наступления, и поспешно смотал удочки. Итальянская авиация произвела минирование с воздуха территории между Сиди-Баррани и Мерса-Матрухом, чтобы предотвратить подход английских подкреплений к месту сражения, после чего вперед пошли две итальянские пехотные дивизии. Английские войска были представлены одним моторизованным пехотным батальоном и батареей артиллерии. Англичане не планировали отразить итальянское наступление, первые серьезные оборонительные позиции они оборудовали в Мерс-Матрухе – передовой базе снабжения, куда выходила железная дорога и шоссейная дорога из Каира. Расчет британцев строился на том, что итальянские войска утратят боеспособность в ходе более чем стапятидесятикилометрового марша по пустыне, после чего подвижные английские отряды смогут отрезать главные силы итальянцев, нанося удары по растянутым коммуникациям. Однако расчет англичан не оправдался, итальянцы попросту не дошли до Мерс-Матруха. Дело было даже не в сопротивлении британцев – англичане дважды организовывали заслоны на пути продвижения противника, однако всякий раз под угрозой обхода отходили. По наступающим итальянцам наносились удары с воздуха, но, в целом, англичане отмечали, что итальянское наступление больше напоминало парадное шествие. Однако для итальянцев все выглядело не так радужно. Собственно потери в ходе наступления были небольшими - 120 убитых и 470 раненных, в основном в результате налетов английских истребителей, выполнявших роль штурмовиков. Но темпы продвижения не впечатляли – в среднем итальянская армия продвигалась на 12 километров в сутки, поскольку подвижность была ограничена темпом марша пехоты. Что было гораздо серьезнее – даже небольшое продвижение вперед – на 50 километров - привело к чудовищному перенапряжению служб снабжения. Техника, используемая для подвозки снабжения, в первую очередь питьевой воды для десятков тысяч людей и животных, в условиях относительного бездорожья и запыленности массово выходила из строя.

-28

Из 8 000 автомобилей, имевшихся в наличии у итальянцев через три дня наступления 2300 машин требовали ремонта. Что характерно – процент вышедших из строя автомашин сохранялся примерно на том же уровне и через три месяца, к моменту начала английского наступления. При этом плечо подвоза было относительно небольшим – 50 километров, в то время как до Мерс-Матруха оставалось «всего» 130 километров. Также выходила из строя и бронетехника – на 21 сентября 1940 года из 68 имевшихся в наличии средних танков М.11 боеготовыми были 37 машин. 1-й батальон средних танков, который принимал участие в наступлении, имел 9 боеготовых танков и 23 машины в ремонте. Грациани понимал – в случае продолжения наступления его армия попросту не дойдет до английских позиций, поэтому он приказал остановить войска. Итальянцы начали «осваивать» захваченную территорию, построив несколько укрепленных лагерей, протягивая дорогу и водопровод к Сиди-Баррани. Практически на три месяца в Северной Африке наступило затишье.

Для итальянцев непреодолимым препятствием стали не английские войска, а условия ТВД. Многотысячные формирования пехоты требовали слишком много снабжения и двигались слишком медленно. Выход из ситуации был очевиден – необходимо было формировать мобильные соединения, которые, будучи относительно немногочисленными, обладали бы высокой подвижностью и серьезной огневой мощью. Итальянцы не имели в Северной Африке таких соединений, и потому им требовалось создавать их фактически с нуля. Грациани видел проблему и прилагал максимум усилий для ее решения, формируя 1-ю ливийскую танковую дивизию из той материальной части и людей, которые были в его распоряжении, но на создание боеспособной силы требовалось время и ресурсы.

Между тем, 28 октября 1940 года Италия объявила войну Греции. Итало-греческая война будет рассмотрена отдельно, но данное событие оказывало прямое влияние на Североафриканский ТВД – итальянский флот сосредоточился на снабжении Албании, заявки из Африки более не были в приоритете. Правда и британцы немедленно настроились на оказание помощи грекам, что можно было сделать опять же за счет Северной Африки.

Итальянские летчики в Египте
Итальянские летчики в Египте

Итак, в октябре 1940 в Северной Африке сложилась на первый взгляд патовая ситуация. Итальянские войска столкнулись с серьезными сложностями в продвижении вглубь Египта. Маршал Грациани считал, что имеющихся в его распоряжении транспортных средств не хватит для полноценного обеспечения вторжения. В то же время немцы, отказавшиеся от высадки в Великобританию, искали альтернативные варианты развития войны и обратили внимание на Ливию. ОКХ предложило направить туда подвижный корпус из моторизованной и двух танковых дивизий, который мог кардинально улучшить возможности итальянской армии. Предложение было поддержано флотом, который считал захват Суэцкого канала наиболее важной стратегической задачей. Гитлер дал принципиальное согласие и в Ливию для изучения вопроса был направлен генерал фон Тома, а 3-я танковая дивизия получила распоряжение готовиться к отправке в Африку. 4 октября 1940 года Гитлер встретился с Муссолини и сделал свое предложение о механизированных и специализированных войсках, которое Муссолини встретил без энтузиазма. Он признавал, что для взятия Александрии ему может потребоваться содействие, в то время как Мерс-Матрух итальянцы способны захватить самостоятельно. Между тем доклад фон Тома был разочаровывающим – он считал, что в виду логистических проблем со снабжением Ливия была бесперспективным направлением, итальянцы не справлялись со снабжением своих войск, и присылка немецких только усложнило бы ситуацию. Он рекомендовал рассмотреть вопрос с отправкой корпуса только после того как итальянцы захватят Мерс-Матрух. Гитлер принял доклад к сведению, и 3-я танковая дивизия была переориентирована на подготовку к операции против Гибралтара.

Гитлер и Муссолини 4 октября 1940 года. Тебе точно не нужна помощь, друг?
Гитлер и Муссолини 4 октября 1940 года. Тебе точно не нужна помощь, друг?

Англичане в свою очередь испытывали определенные затруднения при оценке готовности итальянцев продолжать свое наступление. С одной стороны итальянцы проводили большой объем фортификационных и инженерных работ, закрепляясь на захваченной территории, с другой стороны, во второй половине октября итальянские газеты и радио часто упоминали о «скором появлении ошеломительных новостей из Египта», но ничего не происходило. Затем началась атака на Грецию, но войска маршала Грациани не предпринимали ничего, проявляя заметную пассивность.

Матрух, Александрия, Суэц!
Матрух, Александрия, Суэц!

Генерал Увэйвелл не собирался добровольно отдавать инициативу противнику. Он был довольно низкого мнения о боеспособности итальянских войск, и намеревался активно действовать против противника. Его приказы предписывали в случае развития наступления противника в направлении Мерса-Матруха контратаковать итальянцев, имея целью полный разгром противника. 20 октября 1940 года он отдал распоряжение главнокомандующему войсками в Египте, генерал Вильсону, разработать план наступления на укрепленные лагеря итальянских войск в треугольнике Сиди-Баррани-Софафи - Баг-Баг. Замысел Увэйвелла заключался в том, что Силы Западной пустыни (войска, расположенные в Египте, фактически 7-я бронетанковая дивизия и 4-я индийская пехотная дивизия) совершив марш по пустыне, внезапно атаковали итальянские войска, занимающие укрепленные лагеря, которые простирались от Мактилы (к востоку от Сиди-Баррани) на побережье, до Софафи, в 50 милях от него, на юго-запад. Командующий Силами Западной Пустыни генерал О’Коннор одобрил замысел главнокомандующего, но внес в него свои коррективы. Он считал, что одновременная атака на несколько итальянских лагерей приведет к распылению сил, и предложил нанести серию последовательных атака на итальянские лагеря. По его замыслу основные силы англичан должны были проникнуть в глубину удерживаемого итальянцами района через имевшийся в цепочке лагерей проход между Нибейвой и Рабией. Затем они должны были отрезать итальянцев от линии снабжения с Ливией и разбить по частям. Несмотря на то, что замысел был достаточно рискованным, он получил одобрение Увэйвелла, который 2 ноября 1940 года приказал разработать и представить детальный план операции.

Генерал О'Коннор
Генерал О'Коннор

Главные риски замысла заключались в обнаружении итальянцами английских войск, выдвигающихся к исходному району. В случае обнаружения, войска могли подвергнуться ударам с воздуха на открытой местности, или попасть под удар сил противника. При этом, в операции должны были принимать участие все имевшиеся в распоряжении англичан в Египте силы, и в случае их разгрома – оборонять Суэц и Александрию было бы попросту нечем. Еще одной проблемой было снабжение атакующих сил, на огромном расстоянии, отделяющим тылы англичан от итальянских укрепленных лагерей, которые должны были стать первыми целями. Для достижения неожиданности, это расстояние должно быть пройдено одним броском; после этого войска должны будут быть обеспечены необходимым для битвы, удалившись от складов более чем на 150 километров. Необходимо было как-то сократить это расстояние, потому что имевшегося транспорта не хватало, чтобы доставить атакующие войска до точки сбора (и, возможно, эвакуировать оттуда), а также поддерживать ежедневное снабжение всей армии. Поэтому в течение подготовительного периода были созданы два передовых полевых склады снабжения (№ 3 и 4) примерно в шестидесяти километрах к западу от Мерс-Матруха, по одному для 4-й индийской и 7-й танковых дивизий. Были приложены большие усилия, чтобы тайно обустроить эти склады и не привлекать к ним внимание противника. Между ними и противником была лишь слабая завеса из английских рейдовых подразделений; риск обнаружения складов и раскрытия британских намерений был очень велик. Секретность достигалась скрытым патрулированием и действиями авиации, прикрывавшей район складов от итальянской воздушной разведки.

Полевые склады были снабжены пятидневным запасом пищи и соответствующим запасом бензина и боеприпасов, вместе с двухдневным запасом воды по пол-галлона на каждого человека и по одному галлону на каждый радиатор в день. Вода была единственным элементом снабжения, поставки которой должны были осуществляться автомобилями-цистернами с тыловых складов. Заполнение передовых складов началось 11 ноября 1940 года и были завершено к 4 декабря; три задействованные роты материального обеспечения (всего около 300 грузовиков) освободились и были готовы к перевозке войск 4-й индийской дивизии.

Все эти меры были направлены на обеспечение проведения операции, однако оставалась еще одна мелочь – надо было разгромить итальянские войска. Тактические моменты проведения штурма лагерей тщательно отрабатывались, потому что неудача в Нибейве (первом лагере, намеченном для атаки) разрушила бы весь план операции, поставив британские войска в уязвимое положение. Англичане уже имели достаточный практический опыт по ведению боевых действий в пустыне, но в ходе рейдовых операций не было нападения на подготовленный к обороне укрепленный лагерь.

Главной ударной силой операции должно было стать «секретное оружие» - толстобронные танки «Матильда» 7-го танкового полка. Были разработаны методы преодоления минных полей и инженерных заграждений итальянцев, которые могли бы остановить атаку танков. Задача артиллерии состояла в том, чтобы деморализовать защитников и прикрыть подход «Матильд». Поскольку «Матильды» не имели ОФ снарядов, они должны были сокрушить итальянцев таранным ударом, гусеницами и пулеметами. Сразу за танками должна была следовать пехота, которая должна была немедленно использовать эффект танковой атаки, не дав итальянцам опомниться и организовать оборону. Все это требовало очень тщательной координации и отличной тактической подготовки, и отработки взаимодействия между танкистами и пехотой. Для отработки атаки, 25 и 26 ноября около Матруха были проведены учения. Лишь немногие офицеры знали, что цели, были точными копиями лагерей Нибейва и Туммар, воссозданными на основании аэрофотосъемки. Упражнение было репетицией будущей атаки, в ходе которого были выявлены и устранены некоторые проблемы в организации нападения. Для войск это представлялось как плановое учебное упражнение; после его завершения солдатам сообщили, что будут проведены дальнейшие учения.

Для того чтобы прикрыть действия по наполнению складов снабжения и развертыванию войск, подвижные отряды 7-й танковой дивизии ежедневно, точнее еженощно наносили удары по итальянским коммуникациям и патрулировали территорию вокруг итальянских лагерей, уничтожая разведывательные и патрульные группы противника. 19 ноября произошло крупное столкновение, между английским отрядом и рейдовой группой итальянцев, вышедшей из лагеря Нибейва, завершившееся разгромом противника – было уничтожено пять итальянских танков и более ста человек, одиннадцать итальянцев было взято в плен. Пленные показали, что в лагере располагается единственное имеющееся у противника мобильное соединение – боевая группа «Малетти». Это означало, что в случае ее разгрома, у итальянцев не будет мобильных сил, способных быстро вмешаться в ход боя, и это позволит бить противника по частям.

Несмотря на то, что по организационным соображениям нельзя было спланировать операцию продолжительностью более пяти дней, генерал Увэйвелл не собирался давать итальянцам передышку, если у них появятся признаки паники. В инструкции от 28 ноября 1940 года он потребовал сделать все возможное для того, чтобы воспользоваться преимуществами предварительного успеха и выбить итальянцев из Египта. «Я не испытываю завышенных ожиданий от результатов этой операции, - писал он, - но я хочу удостовериться, что, если она откроет нам дополнительные возможности, мы будем готовы ими воспользоваться». 2 декабря замысел операции был доведен до командующих войсками в Восточной Африке и адмирала Каннингема. Флот выделял монитор «Террор» и две канонерские лодки для поддержки действий сухопутных войск в прибрежной зоне.

5 декабря 1940 года генерал Вильсон отправил свой первый и единственный письменный приказ о проведении операции «Компас» командующему Западными силами Пустыни генералу О'Коннору, который, в свою очередь, издал свои официальные приказы на проведение операции на следующий день. Можно с полным основанием сказать, что при подготовке операции был достигнут минимум в оформлении бумажной документации и с максимумом секретности. Забавно, но операцию едва не сорвало высшее британское командование, требовавшее ускорить переброску сил и авиации на помощь грекам. К Увэйвеллу был направлен госсекретарь Иден, которому под большим секретом (только не ставьте в известность Черчилля, иначе хана секретности!!)был доведен факт подготовки наступления.

Сосредоточение началось 6 декабря 1940, когда 4-я индийская дивизия была направлена в район первичного сосредоточения в 40 милях от Мерс-Матруха. Надо сказать, что дивизия все еще была в неполном составе, не хватало одной пехотной бригады и двух полков артиллерии. Индийцев усилили сводной 16-й пехотной бригадой англичан и тремя полками моторизованной артиллерии. 7 декабря, в ходе марша войскам сообщили, что они направляются не на учения, а на боевую операцию, штурм итальянских лагерей состоится утром 9 декабря 1940 года.

Информация, собранная англичанами об итальянских позициях и войсках, в целом соответствовала реальности. К 8 декабря 1940 года 1-я и 2-я ливийские дивизии и 4-я дивизия фашистской милиции находились в лагерях Мактила, Туммар и Сиди-Баррани; сильная мобильная группа под командованием генерала Малетти занимала лагерь в Нибейве; 63-я дивизия «Сирена» занимала позиции в южных лагерях Рабия и Софифи; 62-я дивизия «Мармарика» на откосе между Софифи и проходом Халфайя; 64-я дивизия «Катандзаро» была переброшена в район к востоку от Бук-Бука, Нибейва-Рабия. Таким образом, около семь сравнительно слабых вражеских дивизий к востоку от египетской границы должны были атаковать одна английская пехотная и одна бронетаноковая дивизии. Численность итальянских войск в районе проведения операции составляла 60 тысяч человек, что примерно в три раза превосходило численность ударной группировки англичан. Итальянцы не ожидали наступления англичан, командующий 10-й армии Марио Берти находился в отпуске, руководство войсками осуществлял командующий 5-й армией Итало Гарибальди, который находился в Триполи.

Численность итальянских ВВС в Ливии оценивалась англичанами примерно в 250 бомбардировщиков и 250 истребителей. Фактически на 9 декабря 1940 года в распоряжении итальянцев были 140 бомбардировщиков и 191 истребителей. Чтобы прикрыть развертывание и первую операцию Западных Пустынных Сил, Королевские Воздушные Силы должны были стремиться к достижению временно полного превосходства в воздухе, и 7 декабря 1940 года англичане начали методичные атаки на итальянские аэродромы. Атаки начались с налета на аэродром Кастель Бенито у Триполи одиннадцати «Веллингтонов» с Мальты. Двадцать девять итальянских самолетов были уничтожены или повреждены на земле. В течение 8 декабря три эскадрильи истребителей вели патрулирование над британскими районами сосредоточения. Бомбардировщики совершали методичные налеты на передовые итальянские аэродромы.

Развертывание английских войск проходило в соответствии с планом. В прибрежном секторе силы под командованием бригадного генерала А.Р. Селби, состоящие из гарнизона Мерс-Матруха, численностью около 1800 человек выдвинулись для имитации лобовой атаки на итальянские позиции. В пустыне было размещено около сотни макетов танков в качестве приманки для итальянских ВВС. Силы Селби перед рассветом 9 декабря заняли позицию в нескольких милях к югу и востоку от передового итальянского лагеря Мактила. Ночью в дело вступили английские корабли: Мактила в течение полутора часов подвергалась сильной бомбардировке монитором «Террор» (два 15-дюймовых и восемь 4-дюймовых орудий) и канонерской лодки «Эйфис». В то же время канонерская лодка «Ледиберд» обстреляла Сиди Баррани.

8 декабря 1940 года части 7-й бронетанковой и 4-й индийской пехотной дивизии и 7-го танкового полка проделали 80 километровый марш, пройдя до точки сбора, обозначенного как «площадь Пикадилли» всего в 15 милях от итальянского лагеря в Нибейве, который был выбран в качестве первого объекта для атаки. Для того чтобы итальянцы не услышали шума двигателей английской техники, лагерь в темноте атаковали английские ночные бомбардировщики «Бристоль Бомбей». Войска передвигалась отдельными машинами, соблюдая дистанцию в 200 метров между собой, для того чтобы уменьшить пыльный след от передвижения. В полдень над маршрутом продвижения был замечен итальянский самолет, однако командующий операцией не стал менять планы. Итальянский разведчик доложил о том, что были замечены до 400 машин юго-восточнее Нибейвы, однако информация не успела пройти по инстанциям и достигнуть командующих войсками. К назначенному часу все части английских соединений прибыли в район сосредоточения, что позволило без промедления начать атаку на противника.

Части 7-й бронетанковой дивизии разошлись в трех направлениях – группа поддержки установила заслон перед лагерями в Софифи, 4-я танковая бригада выдвинулась к дороге ведущей в Ливию, обеспечивая тыл 4-й индийской пехотной дивизии, 7-я танковая бригада осталась в резерве. Ударная группа из двух эскадронов танков «Матильда» 7-го танкового полка и два батальона 11-й индийской бригады используя лунную ночь, вышли на исходные позиции у лагеря Нибейва. Третий батальон, действуя в пешем строю, обошел лагерь с востока. Также позиции заняла английская артиллерия. В лагере Нибейва располагалась мобильная группа «Малетти» - единственное подвижное соединение итальянцев на территории Египта. Лагерь представлял из себя прямоугольник 2,2х1,6 километра, внутри которого размещались палатки и укрытия личного состава. Лагерь был обнесен стеной, на которой располагались пулеметные точки, окружен противотанковым рвом и минами, однако на северо-западе было оставлено «окно», через которое в лагерь попадали грузовые автомобили, и через которое должны были выходить итальянские танки. Это окно было выявлено наблюдением английской разведки, и именно через него была направлена главная атака англичан.

Надо отметить, что командир итальянцев, генерал Малетти заподозрил неладное, в частности, он разгадал хитрость англичан с шумом самолетов, и приказал с рассветом готовиться к атаке противника, в 6-30 он передал соответствующее сообщение командирам 1-й и 2-й ливийских пехотных дивизий. Это радиосообщение позволило 1-й ливийской пехотной дивизии избежать разгрома (в этот день). Первыми бой начали англичане. Обошедшие лагерь с востока пехотинцы, в темноте открыли беспорядочный огонь, отвлекая внимание противника, а в семь часов утра заговорила английская артиллерия – 72 орудия, нанеся концентрированный удар по площади лагеря. С северо-запада пошли в атаку 47 тяжелых «Матильд», сопровождаемые «Брен-кэрриэрами» 4-й дивизии. Английские танки проламывали ограду, окружающую лагерь, врываясь на его территорию. На площадке у ворот находились два десятка итальянских средних и легких танков, они прогревали свои двигатели, и фактически не успели оказать никакого сопротивления англичанам. Английские танки подавили огневые точки противника, чья артиллерия оказалась бессильна против брони английских танков. Пушки могли нанести «Матильдам» повреждения, сбив гусеницы или заклинив башню, но уничтожить танк они не могли. Несколько итальянцев совершили «храбрые, но бессмысленные атаки с гранатами», но ничего не смогли сделать с танками. У проломов в стене были развернуты полевые орудия англичан, после чего пехота начала зачистку траншей, через четыре часа все было кончено – итальянцы были разбиты наголову. Из 4100 итальянцев, 819 было убито, 1338 ранено, остальные сдались в плен. Потери англичан составили 56 убитых, правда итальянцами было временно выведено из строя 27 английских танков, что вызвало сильное беспокойство у британского командования.

Следующей целью англичан были два лагеря в районе деревни Туммарс, занимаемые полками 2-й ливийской пехотной дивизии. К полудню англичане успели переместить артиллерию на новые позиции для открытия огня по Туммарсу, оставшиеся танки «Матильда» 7-го танкового полка также были выдвинуты к лагерю Западный Туммарс. По дороге английские танки попали в легкую песчаную бурю, однако смогли выйти к итальянским позициям, используя компасы. По пути танки нарвались на минное поле, потеряв там шесть машин, так что к моменту начала атаки у англичан было всего десять «джокеров». Атака повторилась по утренней схеме, за тем исключением, что на этот раз у итальянцев не было средних танков. Неуязвимые «Матильды» проломили периметр лагеря, подавив огневые точки противника, штурм довершила пехота. Итальянцы организовали контратаку из лагеря Восточный Туммарс, однако ливийская пехота поддержанная танкетками L3 не смогла прорваться через английский огонь и откатилась обратно в лагерь.

Легкие танки 4-й танковой бригады без особого сопротивления вышли на дорогу между Соллумом и Сиди-Баррани, наводя хаос и ужас на итальянские тыловые подразделения, которые в панике бежали на запад. Англичане перерезали связь и водопровод, ведущий в Сиди-Баррани. Занимавшие там позицию части 4-й дивизии фашистской милиции оказались в окружении. Ночью в город отошла 1-я ливийская пехотная дивизия из лагеря Мактила. Итальянские войска из лагерей у Софифи не проявляли активности.
В течение ночи англичане сжимали кольцо вокруг Сиди-Баррани и вели работы по ремонту поврежденных и сломавшихся «Матильд» 7-го полка. Утром 10 декабря 1940 года англичан ждала неудача – командир 16-й пехотной бригады, излишне воодушевившись успехами прошлого дня, попытался провести атаку без поддержки танков, попал под плотный огонь противника. 260 человек было убито и ранено, атака захлебнулась. Англичане подтянули артиллерию и начали штурм города, который продолжался до вечера следующего дня. Итальянские опорные пункты были взяты один за другим, после ожесточенного сопротивления. Между тем патрули группы поддержки 7-й бронетанковой дивизии обнаружили, что противник покинул лагеря в Софифи и отошел в Ливию по пустыне. Остатки итальянских войск, не помышляя о сопротивлении, бежали с территории Египта, скапливаясь в крепости Бардия, расположенной на территории Ливии, победа была полной. Англичане разгромили четыре из шести итальянских дивизий, захватив в плен 38 300 человек, 237 орудий, 73 танка и около 1000 автомобилей. Итальянцы потеряли 2197 человек убитыми и 2278 человек раненными. Потери английских войск составили всего 624 убитых и раненных солдата.

Продолжение следует

Для желающих поддержать проект и сказать спасибо автору:

Сбербанк: 2202200357579240 Котов Алексей Иванович
Яндекс-кошелек: 410016120136991
PayPal:
alkotov1979@gmail.com