Столь популярные ныне среди жителей крупных мегаполисов дауншифтинг и агротуризм (удаление от суеты столичных городов в тихую сельскую местность) – явление далеко не новое. Эта «мода» возникла среди высших слоев европейской знати еще во второй половине XVIII века. Одной из самых знаменитых «дауншифтерш» той эпохи стала французская королева Мария-Антуанетта. Для нее в составе дворцово-паркового комплекса Версаль под Парижем была построена целая деревушка (или ферма) - Hameau de la Reine. Она открыта для посещения с середины 2000-х годов, но далеко не все посетители Версальского комплекса до нее добираются, так как деревушка расположена в дальнем от главного входа углу парка.
Для начала немного о самой Марии-Антуанетте (1755-1793). Она происходила из рода правителей Австрийской империи – Габсбургов и была младшей дочерью императора Франца I и Марии-Терезии. Детство и юность Марии-Антуанетты прошли в основном в императорском дворце в Вене - Шёнбрунн, в кругу семьи, придерживавшейся строгих нравов. Она довольно плохо писала не только по-французски, но и по-немецки, не увлекалась историей и географией, зато любила музицировать и танцевать (ее учителем музыки был Глюк).
Франция и Австрия долгое время были яростными соперниками в борьбе за дележ Европы, но к той эпохе обе страны искали примирения. Одним из главных способов налаживания отношений были династические браки между французскими Бурбонами и австрийскими Габсбургами. В рамках этой политики, в мае 1770 года в Версале 14-летнюю австрийскую эрцгерцогиню Марию-Антуанетту обвенчали с 15-летним будущим королем Франции Людовиком XVI (1754-1793), бывшим на тот момент дофином (наследником французского престола). Фактически их брак состоялся лишь спустя семь лет, и не только из-за молодости новобрачных, но и вследствие пикантного заболевания дофина. Он страдал фимозом (сужение крайней плоти полового члена), из-за чего во время секса испытывал мучительные боли. Нормальной половой жизнью монаршие супруги зажили только после того, как Людовику XVI провели соответствующую операцию.
При версальском дворе Мария-Антуанетта, которая имела слабое представление о правилах французского этикета и вдобавок не очень хорошо владела французским языком, сразу попала под прессинг гувернанток и теток своего мужа и с облегчением встретила его вступление на трон в качестве короля. Но и в качестве королевы она все равно сталкивалась с неодобрением многих придворных, которые за глаза называли ее не иначе, как «австриячкой».
Правда, королева сама подавала поводы для неодобрения. Хотя венценосный муж увеличил Марии-Антуанетте содержание, средств на оплату нарядов и украшений не хватало. Вдобавок королева любила азартны игры и нередко проигрывала значительные суммы. Кроме того, из королевской казны уходили немалые деньги на материальную поддержку подружек Марии-Антуанетты – графини де Полиньяк и принцессы де Ламбаль.
В этих условиях королева обустроила отдельное гнездышко для себя и своих приближенных на территории Версаля. Им стал дворец Малый Трианон, ранее построенный французским королем Людовиком XV для своей любовницы – маркизы де Помпадур. В Трианоне Мария-Антуанетта устроила нечто вроде закрытого клуба, куда допускался лишь узкий круг избранных, чем, разумеется, вызвала еще большее недовольство тех придворных, которые в этот круг не попадали.
Вокруг Малого Трианона был разбит английский парк в стиле дикой природы, противоположном французским регулярным паркам. В 1782 году в парке был обустроен Большой утес, который должен был напоминать Марии-Антуанетте родные для нее альпийские ландшафты. А в 1782-83 годах на территории, примыкающей к парку Малого Трианона, была построена там самая деревушка королевы - Hameau de la Reine.
Французский архитектор Ришар Мик, которому помогал художник Юбер Робер, спроектировал постройки в составе деревушки в смешанном стиле, сочетающем нормандские, фламандские и французские особенности. Типично нормандские коттеджи с фахверковыми фасадами и тростниковыми крышами украшены щипцовыми фронтонами и витражными окнами, характерными для Фландрии. В то же время слуховые окна в крышах и покрытые штукатуркой фасады являются специфичными для Франции. Постройки расположены вокруг искусственного озера, создавая иллюзию настоящей деревни.
Исследователи считают, что на стилистику Hameau de la Reine повлияла аналогичная деревушка в Шантийи с фахверковыми фасадами и тростниковыми крышами. Последняя была построена принцем Конде в 1774-75 годах на волне натурализма и тяги к простой жизни среди правящих слоев Франции XVIII века. Французские аристократы того времени любили предаваться пасторальной жизни, в то же время пользуясь комфортом, доступным только людям их социального класса.
В состав королевской деревушки вошли 12 строений (до нашего времени сохранились 10): главный дом королевы, бильярдная, будуар, мельница, курятник, молочная ферма, башня на берегу озера в виде маяка, кухня, дом охраны и пр. Стоимость создания деревушки оценивается в 500 тысяч тогдашних ливров. Для сравнения: при покупке Людовиком XVI замка Сен-Клу он заплатил за него 6 миллионов ливров.
Хотя деревушка и была ненастоящей (например, конструкция здания мельницы даже не предполагала ее использование в таком качестве), сельское хозяйство здесь все же велось. Например, в курятнике содержались петухи и куры, привезенные с запада Франции, за которыми ухаживал специальный слуга. И к столу Марии-Антуанетты всегда подавались свежие яйца из-под несушек. Также в версальской деревушке Марии-Антуанетты функционировали виноградники, сады с плодоносящими деревьями и прочей растительной продукцией.
Кроме того, в деревушке королевы было сразу две молочных фермы, на одной из которых готовили масло, сыры и другие молочные продукты. Для этих ферм специально завезли коров и овец из Швейцарии и наняли обслуживающий персонал. Интересно, что традиция устраивать молочную ферму посреди королевских владений существовала еще при Екатерине Медичи, которая располагала такой фермой в парке при замке Фонтенбло недалеко от Парижа. Людовик XIV также распорядился построить молочную ферму при своем дворце в Версале для снабжения молочными продуктами своей внучки Марии-Аделаиды, герцогини Бургундской. Знаменитая фаворитка Людовика XV, маркиза де Помпадур располагала молочными фермами в нескольких своих резиденциях (например, в Креси-Куве), так как придерживалась молочной диеты в лечебных целях. Людовик XVI также построил для своей супруги молочную ферму при замке Рамбуйе. И даже философ и просветитель Жан-Жак Руссо в своем произведении «Новая Элоиза» связывал потребление молока с нравственной чистотой. Так что Марии-Антуанетте оставалось лишь следовать общей «моде».
Причем любопытно, что она докатилась и до Российской империи: например, фаворит Екатерины II - князь Потемкин собирался обустроить в одном из своих имений пивное производство и молочную ферму. Правда, для этого он пригласил не французского специалиста, а английского – Сэмюэла Бентама. Впоследствии об австрийской императрице Сиси ходила легенда, будто в своих многочисленных путешествиях по Европе она везде возила с собой любимую корову, чтобы всегда пить свежее молоко.
Сама Мария-Антуанетта развлекалась, одеваясь пастушкой или молочницей (дояркой) в кисейное платье и соломенную шляпку и даже играла роль пастушки в любительских постановках придворного театра. Приглашенные в деревушку придворные должны были следовать соответствующему дресс-коду, одеваясь в простую «крестьянскую» одежду и соломенные шляпы. Посетители вместе с королевой играли в бильярд или в трик-трак, гуляли, пели и играли на клавесине, дегустировали сыры местного производства.
Людовик XVI появлялся здесь редко, что лишь способствовало созданию непринужденной обстановки. Также местные трапезы были намного проще, чем обеды и ужины в главном дворце Версаля. Однако атмосфера закрытого клуба в деревушке все равно вызывала раздражение и зависть тех придворных, которые в нее не сумели попасть. Деревушка была надежно защищена со всех сторон заборами и рвами, попасть в нее можно было только через дворец Трианон.
Все это пасторальное чудо творилось на фоне все более ухудшающегося экономического положения французского простого люда. В глазах настоящих крестьян, переживавших нелегкие времена, чудачества австриячки выглядели чистой воды издевательством. В 1783 году некий Амори Дикерс, запросил аудиенции у королевы и предупредил ее о возможной революции. Аналогичные сообщения поступали от графа Сен-Жермена. В октябре 1789 года в ходе Французской революции чернь напала на Версаль, и королевская семья была вынуждена переселиться в Париж – в Тюильри. Предпринятая в июне 1791 года попытка бегства монаршей четы оказалась неудачной, а летом 1792 года народ ворвался в тюильрийский дворец и заключил под стражу всею семью Людовика XVI.
Впоследствии он, Мария-Антуанетта, принцесса де Ламбаль, а также все их приближенные были казнены восставшими на гильотине. Обвинения в адрес королевы включали государственную измену, сексуальную распущенность и кровосмесительные отношения с ее сыном Луи-Шарлем. Отчасти в этом трагическом исходе была вина и самих погибших. Именно Марии-Антуанетте приписывается фраза про голодающий народ: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Хотя сейчас считается, что королева этого не говорила, тем не менее фраза хорошо характеризует ее реальное отношение к нуждающимся. Не говоря о том, что Мария-Антуанетта попыталась сделать все от нее зависящее, чтобы ускорить австрийско-прусское вторжение во Францию.
На волне революции горячие головы предлагали разделить территорию Версаля на небольшие земельные наделы и раздать кусками по «6 соток» нуждающимся. Однако до этого не дошло. Больше того, когда установившаяся в результате революции республика мутировала в империю, новоявленный император Наполеон поселил в Малом Трианоне свою супругу Жозефину Богарне. Таким образом, и Трианон, и деревушка были спасены от разорения восставшей толпой. С 1979 года деревушка королевы входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, публичный доступ в нее был открыт летом 2006 года. В 2015-2018 годах была проведена масштабная реставрация дома королевы с его интерьерами в стиле рококо.
Характерно, что судьба семьи Марии-Антуанетты перекликается с судьбой последней монаршей семьи Российской империи. Так, во время народных гуляний в мае 1770 года по случаю ее бракосочетания с Людовиком XVI на месте современной площади Согласия с музыкой, фейерверком, вином, хлебом и мясом за счет казны случилась массовая давка. Ракеты фейерверка вызвали панику, в ходе которой часть собравшихся попала в строительные котлованы или была затоптана толпой. Погибли около 140 человек, сотни были ранены. Этот эпизод вызывает прямые аналогии с давкой на Ходынском поле в Москве во время народных гуляний по случаю воцарения Николая II, когда погибли около 1400 человек и были покалечены порядка 900.
К тому же его семья все последние годы также жила не в основных императорских дворцах в российской столице или ее пригородах, а удалилась в более скромную и тихую резиденцию. В 1905-1917 годах Николай II, опасаясь революционных настроений в столице и стремясь к уединению, вместе с семьей жил в Александровском дворце в Царском селе (ныне город Пушкин). Дворец был построен по проекту архитектора Кваренги еще для внука Екатерины II - Александра I. Именно отсюда во время революции 1917 года монаршую семью и увезли на расправу в Екатеринбург.
О выборгском парке Монрепо читайте здесь.
О неожиданных находках в московском парке Коломенское читайте здесь.
О тайнах московского парка Царицыно читайте здесь.
Об уникальном конезаводе фон Дервиза в Старожилово Рязанской области читайте здесь.
О замке Вальроз фон Дервизов в Ницце читайте здесь.
О загородной резиденции Юрия Долгорукого в Кидекше читайте здесь.
О резиденции Андрея Боголюбского в Боголюбово читайте здесь.