Начало Продолжение Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11
Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть16
–Андрюха!.. ну, скажи ты…ей, что… Саня найдётся!!!
Андрей обнял Марику за плечи, прижал к себе. Марика молчала. Смотрела сухими глазами на Мишку. Плечи у Мишки тряслись. Марика отстранилась от Андрея, подошла к мужу.
-Мишенька, родной… конечно, наш мальчик… найдётся… его обязательно найдут…
Остановившимся взглядом на Марику смотрел Андрей. Во всей её хрупкой фигурке, в черных, блестящих сухим блеском глазах он почувствовал такую силу, что им вдвоём с Мишкой и не снилось…
Взмахнула ресницами – посмотрела на капитана Ермакова. Поблагодарила взглядом, что не оставил Михаила.
Стали известны подробности – учебный катер получил сильную пробоину и очень быстро затонул. Их Саня, застенчивый, смуглый, черноглазый Саня был настоящим героем: до последнего, по словам диктора, спасал ребят-однокурсников. Саня отлично плавал, долго мог держаться в холодной воде – недаром отец столько времени занимался с ним, учил всему, что узнал сам за годы морской службы…
Михаила бросало – от вдруг появляющейся надежды до полного, безысходного отчаяния. Марика ласково утешала его, гладила его плечи, лицо, целовала. И повторяла:
- Мишенька… Саня найдётся… найдётся, мой хороший…
Поднялась, достала стаканы и бутылку водки. Сказала:
- Выпейте…
Сама сидела, потихонечку раскачиваясь. Михаил с Андреем пили всю ночь. Отдалённо слышала Марика их бессвязные воспоминания – об училище, походах, капитанах и матросах… Узнала Марика, как часто они спасали друг друга…в том числе – от верной смерти… С удивлённой благодарностью отмечала, что даже после нескольких выпитых бутылок не вспоминают о той ночи на берегу их тёплого моря…которая вошла в их жизнь, навсегда объединила одной болью…
Когда за окном забрезжил мартовский рассвет, Марика поднялась. Было видно, что сдерживает дрожь в голосе. Но заговорила решительно:
- Андрей Степанович… Спасибо…что…разделили с нами… поддержали… Пора. Михаилу, да и… Вам тоже… отдохнуть надо…
И прошептала:
- Будем… ждать…
Андрей наклонился, поцеловал Марикину руку, задержал её в своей – как тогда, в первый раз…
Хотела уложить Михаила. И испугалась: он оказался… совершенно трезвым!..Долго стоял у окна, смотрел на холодное море. Серые волны медленно окрашивались в золотисто-алый цвет…
Не поворачиваясь, глухо сказал:
-Марика… Ты…прости меня… Что…удерживал тебя…все эти годы… Что… не… отпустил тогда… к Андрюхе… Прости. И… иди. – Голос его прервался, он вздохнул. – К нему…иди…
И прошептал (или прокричал в отчаянии?..):
- Марика!..
Марика сидела, безжизненно уронив худые смуглые руки. Побелевшими губами чуть слышно сказала:
- Так и… не сумел… простить…
Мишка повернулся:
- Что…прощать?.. Ваше…с Андрюхой…счастье?.. Я… не смог тебя отпустить… Я не знал…как буду жить без тебя… я не жил… без тебя… с тех пор, как…волна…тогда…
Глубоко, прерывисто вздохнул:
- А та ночь…ваша… сильнее оказалась… Ты…уходи… Марика… к нему… Он…Андрей…все эти годы ждёт тебя…
Марика подошла к мужу, слегка приподнялась на цыпочки, взяла его лицо в свои ладони. Внимательно посмотрела в глаза.
-Я жена твоя. Я не уйду. Никогда. Я люблю тебя. И… ночь та… не оказалась сильнее. Она…вспышкой была. Молнией. Взрывом… И мы с Андреем… не сдержались… я…виновата…
- А…Саня наш… а ведь … без той ночи… он бы не родился…Как бы мы… без него… - слёзы катились по лицу Михаила. – Ты… представляешь, если бы его… у нас не было?.. А ты… знаешь, как его… Андрюха любит?..
Чувствуя, как леденеет сердце, сказал, не слыша своего голоса:
- А… если… будет… поздно… И мы… я… не успею… сказать ему… Сане… что отец – Андрей…
А дальше было безвременье.
Ни дней, ни ночей – безвременье. Марика опасалась, что Мишка теряет рассудок. Он не разговаривал, не отвечал на ласковые слова Марики – она изо всех сил пыталась вернуть его к действительности. Увидела, как он что-то сосредоточенно ищет в шкафу. Хотела помочь ему. Он перекладывал Санины детские вещички , но не находил того, что искал… А потом из глаз его покатились слёзы – в дрожащих руках Михаил держал крошечную – до того крошечную, что больше таких не бывает – тельняшечку. Он где-то раздобыл её, такую малюсенькую, когда Санечке было всего три месяца. Марика помнила, с какой гордостью и любовью Михаил надевал сыну эту тельняшечку, как радовался, говорил ей:
-Ты посмотри, посмотри!..
Так, с этой крошечной тельняшечкой, сидел капитан Скворцов в этом безвременье – ни дней, ни ночей не было…
А потом пришёл друг. Андрюха Ермаков. Не пришёл – ворвался в это безвременье. А кто ещё мог ворваться вот так, в расстёгнутой шинели, без фуражки, с взлохмаченными волосами – ну, кто?!.. Ворваться сюда!.. В это безвременье, которое не пересекалось с внешним миром никак!.. Андрюха ворвался и закричал:
-Жив!!! Саня… наш…ваш…наш… Саня!..Жииив! Его нашли!!!
Мишка, казалось, не слышал… Андрей схватил его за плечи, затряс изо всех сил:
-Капитан второго ранга!.. Сын…жив!!! Саню нашли!!!
И в безвременье появились звуки – Мишка вдруг услышал, понял. Они крепко обнялись с Андрюхой. Мишка осознавал: их с Андрюхой дружба…курсантская…потом… всё, что случалось… происходило… стоило этого Андрюхиного крика:
-Саня…Жив!!!..
А Марика потеряла сознание. Мишка наклонился над ней и испугался: Марикина смуглость куда-то исчезла. Лицо было бледное до неузнаваемости. И почерневшие за эти дни веки ещё сильнее оттеняли эту страшную бледность… Мишка целовал Марикино лицо, повторял её имя – то отчаянным шёпотом, то криком… Наконец, она с трудом открыла глаза. Капитан Ермаков держал её за руку и говорил, что сын жив… Марика счастливо вздохнула. Она, как и Мишка, понимала и знала, что только Андрей мог им это сказать…
-Саню нашли далеко от того места, где затонул катер. Ребят всех спасли. Саня спас человек десять. Там штормило, его отнесло далеко. Туман беспросветный, вот только на третий день нашли мальчишку… Держался за какую-то корягу… сейчас он в больнице. Я сегодня вылетаю туда.
Мишка поднялся.
-Нет, Мишка… А с Марикой кто останется? Её как одну оставить?..
Андрей не сказал, что Саня ещё не приходил в себя. И только тогда, когда измученная и обессилевшая Марика тяжело задремала, Андрей рассказал, что Сане срочно требуется переливание крови. Мишка знал, что у Сани – редкая группа. Встретились с Андрюхой глазами. Да, конечно… У Андрюхи – такая же группа…
-Я поеду, Мишка…
Андрей тихо гладил Марикины волосы. Почти не касался их руками. Шёпотом говорил:
-Какая она… у тебя, Мишка… сильная…
-Сильная, Андрюха… сильнее меня… Я…бил её… тогда… а она…меня жалела… И…Саню она… родила…
Потом, не в силах скрыть от Андрюхи… самое сокровенное, признался:
-А…счастлива…знаешь, как они… женщины…бывают… должны быть… счастлива…была она… только…с тобой… тогда…на нашем… берегу… Я и не… ласкал её…по-настоящему… Так и жила она… все эти годы…
-Мишка…любит она… тебя… Я знаю… И ты…знай!.. – громким отчаянным шёпотом проговорил Андрей. – А то, что тогда… так получилось… Ну, вот так получилось… Не всегда мы, Мишка, властны над собой…
И добавил:
- Я люблю её. Прости…
Продолжение следует…