Необъятное наследие Николая Рериха широко распространено по всему миру. Его картины и рисунки хранятся в музеях многих стран. Он известен, узнаваем, и его самобытное и экспрессивное творчество побуждает зрителей мыслить, анализировать, познавать мир.
Многим картинам и литературным текстам Рериха было суждено стать символами культурного диалога между Востоком и Западом. Долгие годы Рерих был в забвении в СССР. Религиозно-философская тематика его творчества плохо стыковалась с идеологическими установками эпохи.
Лишь в конце 1950-х годов начался период первой волны моды на Рериха после смерти художника. Конец сороковых и начало пятидесятых по вполне понятным причинам не могли ознаменоваться потоком картин в рериховской манере — в силу идеологических причин пейзаж был обязан быть реалистичным, а не медитативным, как у Рериха.
И лишь на рубеже десятилетий на выставках работ советских художников вдруг появились пейзажи России, стилизованные под Рериха. Стало ясно, как жадно прильнули советские пейзажисты к живому роднику рериховской стилистики.
Художник родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Он брал частные уроки рисования у Михаила Осиповича Микешина, известного своими монументами. Затем Рерих поступил в Академию художеств, где учился с 1893 по 1897 год.
Одновременно он получал юридическое образование, что очень помогло ему в жизни. Дипломной работой стала картина «Гонец. Восстал род на род». Историческая тема осталась с Рерихом на всю жизнь.
После Академии художеств он продолжил образование в Академии Кормона (Париж). Фернан Кормон был очень крупным живописцем-академистом, и у него в мастерской можно было многому научиться. Достаточно сказать, что его учениками были Винсент Ван Гог и Анри де Тулуз-Лотрек.
Известно, что французские художники-академисты ⅪⅩ века очень любили Древний Рим. На картинах из античной жизни часто появлялись воины в римских шлемах, и в середине ⅪⅩ века кому-то из критиков показалось, что блестящие шлемы очень напоминают... пожарные каски.
Многие богатые художники держали римские древности в своих мастерских и не ожидали, что за это их когда-нибудь будут осуждать. Ну что плохого в коллекционировании древностей?
Тем более что мастерские художников были настоящими музеями. Для Рериха знакомство с мастерскими парижских исторических живописцев стало бесценным опытом.
Рерих застал период, когда на гребне импрессионизма и постимпрессионизма началась волна высмеивания мастеров исторического жанра.
Их стали дразнить пожарными (по-французски - «помпье»). Так возникло слово «помпьеризм», которое применяли даже к самым крупным мастерам исторического жанра, таким, как Леон Бонна или Эдуард Детайль.
Постепенно этот термин прижился, и так стали называть всех представителей салонной живописи, даже тех, кто не интересовался военной историей, например Виллема Бугро.
Рерих не мало получил в мастерской у Кормона. Но ещё большее значение он придавал урокам, которые получил у А. И. Куинджи — знаменитого русского пейзажиста, известного своими необычными эффектами, связанными с освещением.
Рерих многим обязан Куинджи и как колорист, и как мастер особых световых состояний, которыми прославились его удивительные картины. На всю жизнь он сохранил трепетное отношение к свету, которому уделено в его пейзажах огромное внимание.
Рерих был удивительно разносторонним художником. Он был живописцем, графиком, керамистом, создателем монументальных фризов и театральных костюмов, теоретиком искусства и художественным критиком.
С 1910 по 1915 год он был председателем объединения «Мир искусства». Он как никто другой соответствовал мирискуснической установке на сохранение культурных традиций, переосмысление художественных стилей прошлых эпох.
Излишне говорить, как много мог бы сделать Рерих для России, если бы не октябрь 1917 года. Его религиозные искания, интерес к седой древности и Востоку были несовместимы с атеистическими устремлениями большевиков.
Он не нашёл бы своего достойного места в послереволюционной России. С 1918 года он связал свою судьбу с зарубежными странами.
Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!