Найти тему
ART-кафе

Медитативное искусство Николая Рериха.

Гималаи. Розовые горы
Гималаи. Розовые горы

Необъятное наследие Николая Рериха широко распространено по всему миру. Его картины и рисунки хранятся в музеях многих стран. Он известен, узнаваем, и его самобытное и экспрессивное творчество побуждает зрителей мыслить, анализировать, познавать мир.

Многим картинам и литературным текстам Рериха было суждено стать символами культурного диалога между Востоком и Западом. Долгие годы Рерих был в забвении в СССР. Религиозно-философская тематика его творчества плохо стыковалась с идеологическими установками эпохи.

Александр Невский
Александр Невский

Лишь в конце 1950-х годов начался период первой волны моды на Рериха после смерти художника. Конец сороковых и начало пятидесятых по вполне понятным причинам не могли ознаменоваться потоком картин в рериховской манере — в силу идеологических причин пейзаж был обязан быть реалистичным, а не медитативным, как у Рериха.

И лишь на рубеже десятилетий на выставках работ советских художников вдруг появились пейзажи России, стилизованные под Рериха. Стало ясно, как жадно прильнули советские пейзажисты к живому роднику рериховской стилистики.

Благословенная душа. Бхагаван Шри Рамакришна
Благословенная душа. Бхагаван Шри Рамакришна


Художник родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Он брал частные уроки рисования у Михаила Осиповича Микешина, известного своими монументами. Затем Рерих поступил в Академию художеств, где учился с 1893 по 1897 год.

Одновременно он получал юридическое образование, что очень помогло ему в жизни. Дипломной работой стала картина «Гонец. Восстал род на род». Историческая тема осталась с Рерихом на всю жизнь.

Гималаи (Голубые горы)
Гималаи (Голубые горы)

После Академии художеств он продолжил образование в Академии Кормона (Париж). Фернан Кормон был очень крупным живописцем-академистом, и у него в мастерской можно было многому научиться. Достаточно сказать, что его учениками были Винсент Ван Гог и Анри де Тулуз-Лотрек.

Гималаи. Эверест
Гималаи. Эверест


Известно, что французские художники-академисты ⅪⅩ века очень любили Древний Рим. На картинах из античной жизни часто появлялись воины в римских шлемах, и в середине ⅪⅩ века кому-то из критиков показалось, что блестящие шлемы очень напоминают... пожарные каски.

Многие богатые художники держали римские древности в своих мастерских и не ожидали, что за это их когда-нибудь будут осуждать. Ну что плохого в коллекционировании древностей?

Голубиная книга
Голубиная книга

Тем более что мастерские художников были настоящими музеями. Для Рериха знакомство с мастерскими парижских исторических живописцев стало бесценным опытом.


Рерих застал период, когда на гребне импрессионизма и постимпрессионизма началась волна высмеивания мастеров исторического жанра.

Гонец (Восстал род на род)
Гонец (Восстал род на род)

Их стали дразнить пожарными (по-французски - «помпье»). Так возникло слово «помпьеризм», которое применяли даже к самым крупным мастерам исторического жанра, таким, как Леон Бонна или Эдуард Детайль.

Постепенно этот термин прижился, и так стали называть всех представителей салонной живописи, даже тех, кто не интересовался военной историей, например Виллема Бугро.

Заморские гости
Заморские гости


Рерих не мало получил в мастерской у Кормона. Но ещё большее значение он придавал урокам, которые получил у А. И. Куинджи — знаменитого русского пейзажиста, известного своими необычными эффектами, связанными с освещением.

Рерих многим обязан Куинджи и как колорист, и как мастер особых световых состояний, которыми прославились его удивительные картины. На всю жизнь он сохранил трепетное отношение к свету, которому уделено в его пейзажах огромное внимание.

Заратустра
Заратустра


Рерих был удивительно разносторонним художником. Он был живописцем, графиком, керамистом, создателем монументальных фризов и театральных костюмов, теоретиком искусства и художественным критиком.

С 1910 по 1915 год он был председателем объединения «Мир искусства». Он как никто другой соответствовал мирискуснической установке на сохранение культурных традиций, переосмысление художественных стилей прошлых эпох.

И мы трудимся. Серия «Sancta»
И мы трудимся. Серия «Sancta»


Излишне говорить, как много мог бы сделать Рерих для России, если бы не октябрь 1917 года. Его религиозные искания, интерес к седой древности и Востоку были несовместимы с атеистическими устремлениями большевиков.

Он не нашёл бы своего достойного места в послереволюционной России. С 1918 года он связал свою судьбу с зарубежными странами.

Исса и голова великанова
Исса и голова великанова

Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!