Кто работал на комбайне, тот знает, как увлекает большое поле созревшей пшеницы, и если управляешь исправным комбайном, и погода стоит хорошая, то не чувствуешь усталости , наблюдая, как с каждым кругом уменьшается площадь необмолоченной пшеницы. Вот, наконец, остается только колючее жнивье. Но если комбайны ломаются в начале уборки, то уже не до лирики, наступает раздражение, нервозность от того, что не можешь, как следует включиться в работу.
Бывают поломки быстро устраненные, потратил на ремонт полчаса прямо в поле и снова, как ни в чем не бывало, продолжаешь молотить. Но когда за один день одна и та же поломка выводит комбайн из работы, тогда уже конечно, хочется все бросить и послать подальше всех, кто лезет с советом или с сочувствием.
Мой комбайн уже отработал пять уборочных сезонов, но был еще более не изношенный. Во время подготовки к уборке среди прочего ремонта поменял поистрепавшиеся ходовые ремни. Но вот в августе подошла рожь и уборка началась. До поля комбайн доехал легко без нагрузки, все началось, как только намолотил первый бункер, при развороте перевел вариатор на замедленный ход, лопнул ремень на коробку.
Хорошо, механик был на своей машине рядом и быстро привез ремень со склада. Я поменял ремень и снова приступил к работе, но уже через час снова остановка, на этот раз порвался ремень, шедший от вариатора на двигатель. В этот день я менял порвавшиеся ремни три раза. Когда механик приехал в очередной раз с новыми ремнями, я не стал их ставить, показал обрывки ремней, которые были почти без внутреннего корда, так для видимости обрывки капроновых ниток, вплавленные в резину ремня, поэтому при малейшей нагрузке они рвались.
Как говорится : «Перестройка в действии»- вот изготовители и перестроились. В тот же вечер, я навестил своего дядю пенсионера, он раньше работал комбайнером и по привычке не выбрасывал старые запчасти, которые он менял, готовя комбайн к уборке. Под сараем у него висело на гвоздях множество ремней, цепей, шкивов и подшипников. Объяснил ему свою проблему с ремнями, и он тут же снабдил меня двумя комплектами старых ходовых ремней.
На утро, комбайн уже был готов к работе и больше я не ломался . Приехав в обед на поле бригадир, рассказал, что и у других комбайнеров та же беда, рвутся новые ремни. Видимо, закупили такую партию не качественных изготовленных ремней и когда привезут другие неизвестно. Узнав, где я взял старые запчасти, он так же решил объехать бывших комбайнеров, которые на пенсии и действительно, запчастей у них под навесами в сараях было не меньше, чем на складе.
Со временем не стало поступлений новой техники и запчастей, появились проблемы с ГСМ, стали задерживать зарплаты. Какое то время, совхоз держался на старых запасах, обрабатывали землю, убирали урожай на изношенной технике. Но вскоре, неумелое руководство и набранные в банках кредиты, совсем добили совхозы. Животноводческие фермы опустели, технику распродали за бесценок, остальную изрезали в металлолом, поля заросли кустарником.
Попытки различных аферистов, создающих на базе совхоза агрофирмы, в который раз оказывается очередным отмыванием денег.