В последнее время жалобы компаний на запросы и отказы банков могут смело конкурировать с жалобами на претензии и требования налоговых органов. Тема одна - незаконная оптимизация, легализация и отмывание.
При отказе в совершении сомнительной операции, блокировке интернет-банка или карты клиента банки, в основном, руководствуются Законом 115-ФЗ и Письмом ЦБ РФ 172-Т, которым определено понятие сомнительной сделки.
Определено оно следующим образом:
«Сомнительные операции – это операции, … имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».
В унисон ему звучат и требования налоговиков к действиям налогоплательщика, изложенные в Письме ФНС от 23 марта 2017 года ЕД-5-9/547@ и следующие из многочисленной судебной практики по должной осмотрительтности, которые он обязан совершить при взаимодействии с контрагентом, чтобы рассчитывать на налоговые вычеты.
В частности, налогоплательщик при взаимодействии с контрагентом, обязан проверить в отношении контрагента, помимо привычных уже всем уставных документов и информации о контрагенте на сайте ФНС, также следующие аспекты:
- платежеспособность контрагента,
- его деловую репутацию на рынке,
- наличие у контрагента необходимых ресурсов для осуществления сделки,
- риск неисполнения контрагентом обязательств,
- наличие у контрагента опыта выполнения аналогичных сделок.
Кроме того, налогоплательщик должен потрудиться обосновать, что выбор конкретного контрагента не отличался от обычных условий делового оборота и применяемой им самим практики.
Есть ли способ удовлетворить все запросы банков и налоговиков, и при этом не погрязнуть в сборе кип документов и ежедневном разруливании пожарных ситуаций?
Вы будете, возможно, удивлены, но такой способ есть. И он активно применяется пока, в основном, крупными и передовыми компаниями, которые не жалеют времени на то, чтобы один раз основательно что-то сделать, а потом об этом забыть и жить спокойно. Но данный способ, в случае осознания что и зачем делается, доступен абсолютно любому по размеру бизнесу.
Речь идет о внедрении в работу своего бизнеса политики ''Знай своего клиента'' или Регламента проверки контрагентов и сделок, кому как больше нравится.
Процедура, устанавливаемая данным документом, разумеется, давно применяется в развитых странах. В нашей же стране она пока редкость, но ее наличие, несомненно, повысит, привлекательность вашей компании для банков и окажет неоценимую помощь в спорах с налоговиками.
И так, что же это за волшебный документ и что туда записывают уважающие компании с учетом требований Закона 115-ФЗ и ст. 54.1 НК РФ.
Примерная его структура содержит следующие разделы:
Раздел 1. Правила проверки контрагентов на этапе заключения договора.
В данном разделе обычно описывается перечень документов, которые компания обязательно будет запрашивать у каждого потенциального контрагента с целью убедиться в том, что он является надежным партнером и добросовестным налогоплательщиком. Обычно данный перечень сразу представлен в виде анкеты, высылаемой контрагенту для заполнения вместе с проектом заключаемого договора.
Помимо непосредственно перечня документов для запроса у контрагента, описывается процедура их анализа при поступлении в компанию и ответственные за этот процесс лица. Следует заострить внимание на том, что просто собрать у контрагента несколько документов, с учетом развития текущей судебной и банковской практики, уже недостаточно - необходимо знать, как их проанализировать, куда посмотреть, чтобы составить правильное мнение о контрагенте, признав его либо благонадежным, либо нет.
Неотьемлемой частью данного раздела политики является также описание процедуры отбора конкретного поставщика среди других поставщиков. Данная процедура должна быть одинакова при выборе всех контрагентов компании и по ее итогам у компании должен остаться письменный след - заключение по итогам проведенного тендера о том, что выбранный поставщик наиболее оптимален как с коммерческой точки зрения, так и с точки зрения его опыта и прочих факторв.
Раздел 2. Документирование взаимодействия с контрагентом во время исполнения договора.
Новый раздел, который появился в процедуре только с появлением ст. 54.1 НК РФ.
В этом разделе, в зависимости от специфики своих сделок, компании продумывают и прописывают, какие доказательства реальности исполнения сделки они будут собирать и каким образом. Стоит понимать, что речь не идет о первичных документах, которые, естественно, в любом случае должны быть оформлены. Речь идет именно о дополнительных документах и доказательствах, которые можно сделать в момент исполнения сделки и сохранить до момента проверки.
К таким доказательствам, в зависимости от характера сделки, например, могут относиться фотоотчеты, пропуска на закрытые территории,
различные справки и допуски и пр.
Как показывает судебная практика, именно от наличия подобных мелочей, порой, может зависеть весь исход судебного спора.
Заключительные разделы процедуры обычно включают положения о порядке и периодичности обновления информации о контрагенте и факторах пересмотра уровня присвоенного ему риска.
В заключение, отметим, что создание подобного документа хоть и трудоёмкий процесс, но, при грамотном подходе, единожды создав подобную систему работы с контрагентами и внедрив ее в работу подразделений, очень быстро процесс станет привычным и принесет свои дивиденды в виде отсутствия непредвиденных блокировок операций со стороны банков и претензий по результатам налоговых проверок. Ну, и имея собственную чётко выраженную позицию в отношении того, с кем вы имеете дело, а с кем нет, вы, несомненно вырастете в глазах своих потенциальных партнёров 😊