Заговоры, интриги, коварство наполняли политическую жизнь Византии в конце первого тысячелетия. Нередко военачальники по римскому обычаю, заведенному еще Суллой и Цезарем, использовали вверенные им империей войска для личного возвышения. А у их противников-базилевсов, занимавших престол, не оказывалось под рукой верных солдат. Император Василий подозревал свое окружение заговорах, потому он охотно прибег к помощи наемников из-за моря.
С XI века, как свидетельствуют византийские хроники, все чаще у трона появляются отряды северных варваров. Хронисты называли их фарганами (записи в «Псамафийской хронике», датированной 1-й половиной X века, трактат «О церемониях» базилевса Константина Багрянородного). На Руси наемников с севера называли варягами. Они служили местным князьям и имели большое влияние на политику русских княжеств.
Впрочем византийские чиновники и писатели к варангам (варягам) относили порой не только одних выходцев из Скандинавии или Северной Руси. Известный хронист Скилица определял варягов как кельтов: «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков».
О военной силе состоявших на византийской службе варягов греки слагали легенды. Северяне прославились во многих боевых операциях. С 1030-х годов они участвовали в сражениях за Сицилию против арабов, защищали юг Италии от сарацин. Потом им пришлось отбиваться от норманнов, помогая византийцам и русам удержать город Отранто в Италии (1055 год). В 1081 году большой отряд варягов под командованием Намбита был перебит в сражении с итальянскими норманнами Роберта Гвискара. Помощь контингента варягов пригодилась и грузинским царям, которые отстаивали свой трон от посягательств местных феодалов-олигархов.
Память о службе варягов Византии сохранили скандинавские саги. Так, согласно, этим источникам самым первым поступившим на службу к императорам воином Севера оказался Торкель Светлая Прядь, он с 937 по 944 гг. «ходил под рукой конунга Гарды».
В XII—XIII века вооруженные боевыми топорами варяги составляли элитный корпус, служивший непосредственно при императорском дворе на манер римских преторианцев. К примеру, рассчитывая на большую добычу, варяг Харальд Суровый (будущий король Норвегии) лично заколол мечом мятежного царя болгар Петра II Деляна. Он заработал свои сокровища на грабежах болгарских городов, а потом, став во главе гвардии своих земляков, помог заговорщикам убрать с трона императора Михаила V Калафата. Интриги при дворе заставили его бежать на Русь, искать спасения у трона князя Ярослава Мудрого, который выдал за него дочь.
Кроме участия в боевых операциях византийской армии и охраны самого императора, варяги занимались и арестами неугодных базилевсу сановников, они хранили казну империи, ключи от столицы.
После разгрома англосаксов при Гастингсе многие из соратников короля Гаральда бежали в Византию. Причем традиция нанимать выходцев с Туманного Альбиона держится, как ни странно, вплоть до 15 столетия. Византийский публицист XV века Георгий Кодин описывал пир при дворе: «варанги восклицают императору многая лета на своём отечественном языке, то есть по-английски».
Саксон Грамматик при описании поездки датского короля Эрика в Константинополь в 1103 году подчеркнул, что король у трона императора Византии встретился с земляками, служившими телохранителями базилевса.
Статус начальника варяжской гвардии считался одним из самых высоких постов в империи (называли его аколуф, на этот пост императоры выдвигали обязательно греков). От аколуфа зависело распределение благ, которые милостиво раздавал придворным гвардейцам император. При разных императорах отношение к варягам было неоднозначным. Некоторые осыпали наемников золотом и драгоценными камнями. Варяги-секироносцы могли позволить себе одеваться в дорогие китайские шелка и оправлять свои мечи в чистое золото.
По сообщению писателя Кекавмена, в 1-й половине XI века наёмники-варяги императоры не слишком баловали телохранителей, оставляя им право служить всего лишь за пищу и за одежду. Иногда варяги могли получить чин спафария, но это было очень редким явлением.
Тем не менее право служить в охране базилевса передавалось от отца к сыну. Им очень дорожили, поскольку приближенность к императорскому трону гарантировала не только высокий статус в обществе, но и награды: земли, деньги, часть военной добычи, командирские чины. Харальд Суровый получил от базилевса звание спафарокандидата.
Выплаты варягам производились императорской казной регулярно. Перед особенно ответственными операциями императоры повышали жалованье. Так, известно, что варяги в 911 году перед походом на арабов (Критская операция) получили 1 кентинарий золота на 700 воинов. Каждый мог купить на «премию» двух быков, что было немало для 10-го века.
С 11-го века усиливается количество русов, которые пополняют ряды варяжской гвардии. Они получают места для поселения в квартале святого Маманта («Мама»).
Продавать кровь за звонкие монеты для варягов было делом обычным. В 1204 году они отбивались от напавших на Константинополь крестоносцев, но, когда опасность усилилась, варяги поставили вопрос ребром – потребовали повышения платы.
Источники:
- Олейников А. В. Варяжская гвардия Византии.
- Кекавмен. Советы и рассказы: Поучение византийского полководца XI века
- Мельникова Е. А. Варяги, варанги, вэринги: скандинавы на Руси и в Византии.
- Васильевский В. Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков.
- Васильевский В. Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков