Автор
https://psy.su/materialy/
Анализ психолого-педагогических тенденций и изменений, происходящих в нашем обществе, состояние сферы воспитания личности, позволяет выделить наличие нового социального заказа общества на воспитание всесторонне развитой личности в семье, посредством усиление воспитательной роли отца. Определение степени эффективности воспитательной деятельности родителей, связано с использованием адекватных методов воспитательного воздействия, соответствующих возрасту ребенка стилей воспитания.
Говоря об актуальном заказе общества к организации воспитательной деятельности, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы всестороннего развития подрастающего поколения. Это предполагает построение такого воспитательного пространства, в котором каждый ребенок может самореализоваться, самоопределиться, найти себя, почувствовать «ситуацию успеха» в решении социальных задач и проблемных ситуаций. В условиях одновременного существования различных взглядов на организацию воспитания ребенка в семье, возникает задача согласованного воздействия и ориентация на родительскую эффективность.
Деятельность, связанная с воспитанием ребенка, как и любая другая деятельность, сложный процесс, со свойственной ему совокупностью действий и последовательной сменой отношений к воспитанию, воспитаннику и к себе как воспитателю, в ходе достижения цели воспитания. Деятельность по воспитанию ребенка включает взаимодействие родителя и ребенка с целью разностороннего развития и саморазвития, становления социальности ребенка [1].
С точки зрения Б.З. Вульфова, воспитание, как процесс связан с последовательным изменением всех его участников: воспитанники продвигаются (в положительную или отрицательную сторону) в своей воспитанности и обученности, а воспитатель пополняет воспитательный опыт; оба участника воспитательного процесса связаны как его субъект и объект, хотя и по-разному, развивают свою социальность [2].
Исследуя психолого-педагогический аспект отцовства, следует заметить, что характер воспитательной деятельности отца и отношение к ней, тесным образом связаны с устройством общества и требованиями, предъявляемыми к воспитаннику. Роль отца, как воспитателя, его поведение изменялись вместе с общественными нормами и устоями. В то время, когда большую часть времени отец проводил дома с семьёй, он традиционно устанавливал дисциплину в семье, ему принадлежало естественное право «карать и миловать». Отец, управлял жесткими авторитарными методами. Практическая необходимость требовала, чтобы отец был авторитетен и суров [4;5]. Как результат – зависимость детей от родителей, «патологическая привязанность», стереотипность поведения и деятельности [16].
После промышленной революции вся система трудовых отношений изменилась, и отцы в большинстве случаев стали работать вдали от своих ревущих младенцев и «буйных» дошкольников. Это обстоятельство привело и к изменениям в роли, принадлежащей отцу в поддержании дисциплины, к появлению синдрома: «Погоди, вот придет папа, и я ему все расскажу» [6]. Папа превращался в тяжелую артиллерию, в силу поддержания порядка. А маму такая ситуация устраивает, потому что позволяет избежать чувства вины, которое неизбежно возникает, когда приходится наказывать ребенка. Грязная работа перекладывается на отца. При этом регулярно получается так, что наказание достигает ребенка, когда он уже успел забыть о своем поступке. И на долю отца выпадает только одна часть заботы о воспитании - обучение ребенка. Обучение ребенка, это именно та часть, которая наиболее болезненно воспринимается как воспитателем (отцом), так и воспитуемым (ребенком), в силу отсутствия у родителя необходимых знаний о способах научения и умений обучать в различные возрастные периоды. Как следствие – установление дистантных отношений между отцом и ребенком, стабильное недоверие и открытый конфликт «отцов и детей» [5].
Некоторые факторы, вызывающие чрезмерную строгость, особо ясно проявились, когда отца стали возвращаться домой после Второй мировой войны, во время которой они должны были беспрекословно подчиняться военной дисциплине. Отец обнаруживал дома двух- или трехлетнего сынишку, который привык к домашнему уюту, занимал 98 % времени и внимания жены и, казалось, не имел ни малейшего представления о дисциплине. Ощущение несправедливости усиливалось еще и тем, что мальчик со своей стороны вовсе не желал признавать этого великана, который ввалился в дом и пытается вести себя так, словно любящая мать мальчика принадлежит ему. В данном случае, в мальчике формировались подобные авторитарные черты характера и пренебрежение к ближнему, излишняя строгость и завышение требований. Авторитарный отец формировал авторитарного сына. Но, иногда случалась и другая ситуация, когда сын вырастал полной противоположностью отцу, был мягкий, конформный, в данном случае мы можем говорить о ломке характера ребенка, под тяжестью отцовского влияния («Марьин утес», сын Игната).
На сегодняшний день, достаточно распространенным является то, когда мама является главой и стражем порядка, а папа – всеобщий любимец, проводящий, вечера и выходные дни в забавах с детьми. Многие отцы весьма дорожат своей популярностью у своих сыновей и дочерей и боятся, что утратят ее, если станут делать им замечания и наказывать их. Другие же отцы просто чувствуют себя неуютно в роли утверждающего дисциплину, избегают этой роли, уклоняются от нее или же просто не чувствуют себя способными к ней [14]. Известный семейный психолог и психотерапевт В. Сатир отмечает, что следствием демократизации семейных отношений, сокращения дистанции между отцом и ребенком, является проявления более стабильной, нежели к матери любви, уважения и внимания к отцу. Отмечаются наиболее близкие отношения ребенка с отцом, а не с матерью. Причину подобных отношений психолог видит в качестве выполнения воспитательной функции. Требовательность и контроль отца воспринимается ребенком как забота, вызывающие уважение и любовь. Требовательность и контроль матери, воспринимаются как чрезмерная опека и недоверие, вызывающие раздражение [12].
В «Энциклопедии для отцов», пользующейся большой популярностью, написано, что в идеале отец в семье должен выполнять педагогическую роль, устанавливая такой порядок, при котором уважались бы права каждого и все члены семьи могли бы выполнять свои обязанности без помех. Это очень непростая задача, поскольку она предполагает прививание цивилизованных методов общения маленьким человечкам, которые, приступая к обучению, совершенно еще не владеют языком, не говоря уж о том, что они совершенно не понимают, чего от них хотят. Задача настолько трудна, что в одиночку с ней не справиться, и поэтому-то люди объединяются в семьи, где мама тоже выступает в роли учителя [11]. Дети чувствуют себя увереннее с отцами, которые участвуют в приучении к дисциплине [1].
Сущность отцовства, как воспитательной деятельности, с точки зрения отечественных и зарубежных психологов имеет специфические черты, когда речь идет о воспитании детей различного пола и возраста. Различия связаны с той ролью, которую играет отец в жизни сына и дочери. В большинстве семей отцы не так строги к дочерям, как к сыновьям, и дочери слушаются отца охотнее, он часто занимает более авторитетную позицию, нежели мать. А матери, пожалуй, предпочитают быть мягче с сыновьями, они проявляют к ним лояльность и терпеливость. «Большая строгость отцов по отношению к сыновьям, указывает Б. Спок, заключается в том, что еще с тех времен, когда они сами были мальчиками, их заставляли жить по мужским стандартам, а когда это не удавалось, отцы их критиковали, и сами они критиковали себя за ошибки. Когда мы вырастаем, то еще сильнее осуждаем в наших детях то, за что нас критиковали в детстве. А матери, долгие годы, пробыв в роли девочек, прекрасно понимают, чего они ждут от своих дочерей» [13, с. 14].
Таким образом, воспитательная деятельность родителя играет роль важного условия развития личности, выступает в качестве микросреды формирования базовых психологических характеристик отцовства.
Обобщенно всю имеющуюся информацию об особенностях условий формирования и реализации отцовства как воспитательной деятельности можно представить схематично в виде набора социально-психологических и психолого-педагогических аспектов, оказывающих большее или меньшее влияние на выполнение мужчиной роли отца имеющие разную степень интенсивности воздействия на становление воспитательной деятельности (табл. 1).
Таблица 1. Условия формирования воспитательной деятельности отца
Внутренние условия
Внешние условия
Индивидуальные особенности личности
Внутрисемейные факторы
Воспитательный потенциал семьи
Система ценностей и отношений личности
Мотивы родительства и система отношений отца
Цели родительства и поведение отца
Организация внутрисемейного взаимодействия, особенности взаимодействия отца с ребенком
Подготовка будущего родителя (целенаправленная и спонтанная)
Состояние организма
Социальные факторы
Психофизиологические особенности личности
Установки общества, определение функций семьи
Социальная поддержка семьи и отцовства
Представление и определение роли отца в семье, создание условия для реализацииСпециальные мероприятия по развитию семьи, повышение статуса отца в семье
В отношении эффективности отцовства данная группа условий может быть представлена благополучными и неблагополучными для развития личности ситуациями. К числу благополучных, для развития ребенка В. Дружинин относит следующее поведение родителей: участие в жизни ребенка, как матери, так и отца; планирование и осуществление родителями, специально направленной для подготовки ребенка к семейной жизни, к осуществлению мужской и отцовской роли деятельности и входящих в неё мероприятий. Важными условиями, обеспечивающими осуществление эффективной воспитательной деятельности - это отсутствие «опасных факторов», таких как асоциальное поведение родителей, не заинтересованное в ребенке, отсутствие необходимых для подготовки к семейной жизни средств: игрушек, пособий, друзей и т.п., организация пространства, не позволяющего ребенку-будущему родителю социально сформироваться и созреть [15].
Другой аспект внешних условий – социальный. В нашем случае социальный аспект понимается в участие «макро и микро - уровней» в формировании отцовства как особой деятельности. Наиболее сложно дать оценку влияния на формирование отцовства «макроуровня». «Известно, насколько легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем в недоброжелательном окружении. Недоброжелательное окружение сразу сковывает, парализует, особенно очень чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны. Но и в отношении менее чувствительных людей должно быть признано то положение, что технически, объективно одна и та же задача является психологически задачей различной трудности, когда её приходится решать в различных социальных ситуациях» [3, с. 56].
Понимание формирования отцовства, как отдельно стоящую задачу, соответствующую предстоящей деятельности, следует учитывать своего рода психологический «климат» общества в целом и семьи воспитывающей сына в частности. Эффективному формированию воспитательной деятельности соответствует следующая социальная направленность: наличие в обществе установок позволяющих мужчине положительно настроится (мотивировать) на рождение детей и их воспитание; присутствие факторов, возможно законодательных актов, поддерживающих воспитательную активность мужчины; специально направленных для подготовки к отцовству и последующей реализации данной роли общественных программ.
Социальная среда «микроуровневой» системы, понимается как деятельность отдельно взятой группы, семьи, в отношении мальчика, сына, мужчины, связанная с подготовкой его к роли отца, к деятельности, связанной с воспитанием собственных детей.
Придание внешним условиям статуса самостоятельного структурного момента деятельности и её формирования представляется оправданным, так как содержит в себе, хоть и условно, ряд аспектов:
Во-первых, эта реальность имеет собирательный, суммарный характер участвующих в формировании воспитательной деятельности объектов: внешние условия составляют самые разнообразные объекты, окружающей мужчину среды, со всеми их параметрами.
Во-вторых, при дальнейшем рассмотрении оказывается, что объекты, составляющие внешние условия, сами являются структурными элементами действий, направленных на генезис субъекта, предмета либо средства данной деятельности. На генезис субъекта направлено обеспечение многих физических компонентов внешних условий. Без совокупной группы условий мужчина был бы не способен к осуществлению воспитательной деятельности, являющейся важнейшей в жизнедеятельности отца и ребенка.
Процесс деятельности имеет «слоистое» строение: функционированию системы структурных компонентов в каждом отдельно взятом микроцикле предшествует их генезис, этим объясняется тот факт, что на «макроуровне» далеко не всегда удается выделить объекты - причины и объекты – следствия. Необходимо иметь в виду следующее: хотя объекты, составляющие внешние условия деятельности, существуют одновременно с объектами – внутренними условиями, логически они предшествуют им, поскольку поддерживают их существование в требуемых данной деятельностью качествах.
Внешними факторами формирования отцовства, как воспитательной деятельности, являются условия семейного воспитания, в которых растет (или рос) будущий отец [8]. Несомненно, факторами, искажающими представления мальчика о воспитательной роли отца, будут дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты полоролевого воспитания в детском саду и школе. Первые связаны с низким уровнем личностного, общекультурного развития родителей, их педагогической и психологической неграмотностью, неполноценностью структуры семьи, отрицательным микроклиматом, дезорганизацией семейной жизни. Вторые обусловлены отсутствием взаимодействия воспитывающих сил и слабой преемственностью сфер знаний об организации семейной жизни, культуре семейных отношений, форм и методов воспитательно-образовательной работы с мальчиками, как будущими отцами.
Внешние факторы социокультурного и психолого-педагогического характера не играют роли фатально действующих, они преломляются через внутренние условия. Внешнее присваивается через внутреннее.
Роль предрасполагающего фактора могут играть внутренние причины, связанные с индивидуальными психофизиологическими и личностными особенностями будущего (или реального) родителя-отца. К ним относятся генотип, актуальное состояние его психосоматического здоровья, индивидуальные особенности психофизиологического развития, доминирующие психические состояния, внутренняя позиция (его отношение к миру вещей, людей и самому себе), уровень активности во взаимодействии со средой и др.
Внешние и внутренние факторы обуславливают характер психолого-педагогической деятельности отца, при условии их сочетания между собой, высокой интенсивности или относительной стойкости и длительности воздействия, особенно в раннем детстве, и отсутствием позитивного образца детско-родительских отношений.
Психологическая неподготовленность мужчины к выполнению роли отца, а именно не сформированность целостной системы отношений к отцовству: отношения к будущему ребенку, себе как будущему родителю, родительской роли и родительству в целом, является серьезным барьером на пути построения эффективных детско-родительских отношений [15].
Таким образом, умение эффективно взаимодействовать с ребенком, применять результативные воспитательные меры, не является врожденным психологическим образованием, а так же редко приобретается целенаправленным путем. Эффективное отцовство, с присущей ему конгруэнтностью, формируется в результате комплексного воздействия внешних и внутренних условий, связанных с пониманием значимости прилагаемых усилий и результата.
А.Н. Леонтьев выделяет фазы формирования деятельности, обращение к которым позволит увидеть и сущность отцовства, как воспитательной деятельности, предпосылки и условия его формирования.
Первая фаза - «Фаза подготовления» - генезис средства воспитательной деятельности (иногда предмет). Данная фаза включает ориентировку, как частный случай подготовки к исполнению воспитательной деятельности. В данном случае уместно говорить о смысле предстоящей деятельности, так как именно его понимание позволяет «подготовится к её исполнению».
Говоря о смысле воспитательной деятельности отца, следует заметить, что отец (будущий отец), так же опирается на определенную позицию относительно понимания её смысла: периодически размышляет об этом; никогда об этом не задумывается, точно знает, в чем этот смысл состоит; сомневается в наличии такового; подозревает о бессмысленности своих усилий по воспитанию ребенка. Внутреннее представление о смысле своей деятельности является отправной точкой целесообразности поведения отца.
По мнению философов, смысл невозможно создать или передать. Он обнаруживается в результате поиска, как следствие глубинной внутренней работы. Именно обнаружение (открытие смысла) воспитательной деятельности делает её для отца осмысленной. Осмысление при этом выступает как процесс задания (придания) смысла. Определенная психологическая готовность к отцовству, привносит сюда момент осознанности как возможности управлять своей воспитательной деятельностью, на основании знаний предвидеть её результаты, адекватно их оценивать и корректировать, а также передавать другим знание о способах правильного, эффективного действия.
В воспитательной деятельности отца заложена множественность смыслов (И.А. Колесникова, Е.В. Титова, 2005). Онтологический (бытийный) смысл - задан природой человека и характером человеческой культуры. Он связан со способностью человека наследовать культурный опыт прошлых поколений. Опыт, связанный с общением отца и ребенка, воспитательными принципами, методами воздействия родителя. Праксеологический смысл - обусловлен требованием целесообразности воспитательных действий отца с позиций природы деятельности как таковой. Личностный смысл - каждый отец раскрывает для себя в зависимости от понимания своих места и роли в развитии ребенка, подготовки его к будущей самостоятельной жизнедеятельности [11].
Система смыслов представляет собой основание воспитательной позиции отца как инварианта психолого-педагогической деятельности. Неосознанность смысла рождает спонтанность, стихийность воспитательный действий отца, превращая его в средство и создавая условия для манипулирования им. Таким образом, само обращение к поиску смысла воспитательной деятельности отца способствует формированию оптимальной воспитательной позиции и актуальной воспитательной практики отца.
Вторая фаза - «Фаза осуществления» - основной функциональный компонент, связанный с исполнением определенных действий и операций, направленных на реализацию в подготовительный этап смыслов. Г. С. Абрамова, которая выделяет в возрасте взрослости в качестве детерминант развития личности – выполнение родительской функции, указывает, что именно родительство позволяет решить не только социальные, но и экзистенциальные задачи, являясь одной из важнейших задач развития в данный период. Оно связано с просоциальным поведением и ответственностью, толерантностью и заботой, невозможностью без любви к другому человеку, ребенку, позволяет достичь продуктивности, кроме того, является реализацией потребностей человека.
Поскольку успешность воспитательной деятельности отца во многом зависит от её осмысленности, то одним из специфических факторов разработки структуры является анализ научных теорий, способных объяснить её закономерности.
Процедура воспитательной деятельности занимает особое положение. Во-первых, если структурные моменты являются в известном смысле «независимыми переменными», то процедура – «зависимая переменная». Во-первых, реальность процедуры не есть что-то материальное, тем более вещественное. Она не является и чем-то процессуальным, динамическим, однако определяет характер процесса воспитательной деятельности.
Понимая воспитание, как создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки их к общественной жизни и труду [4], воспитательную деятельность отца рассматривается нами, как особая система воспитательных действий родителя, порождаемая мотивами и потребностями родителя и направленная на передачу ребенку социальных норм, ценностей, традиций.
Воспитательная деятельность предстает перед родителем в форме нормативно-одобренного способа деятельности. В процессе осуществления воспитательной деятельности, отец «распредмечивает» нормативный способ, превращая его в индивидуальный способ деятельности.
В обыденной жизни, оценивая то или иное действие, мы говорим о нем: умелое – неумелое, ловкое – неловкое, рациональное – нерациональное, продуманное, спонтанное, эффективное, успешное и т.д. С позиции научного объяснения эффективности построения той или иной деятельности есть смысл говорить о готовности субъекта к осуществлению деятельности, сформированности у него необходимых психологических качеств и умений.
Эффективное родительство Е.А. Нестеровой [7] рассматривается как система взаимоотношений между родителем и ребенком, способствующая развитию личности и эмоциональному благополучию обоих. Психолого-педагогические критерии эффективного родительства включают:
1) подсистему «отношение ребенка»:
- отношение к себе;
- отношения с родителями;
- отношение к окружающему миру как социальная адекватность поведения;
2) подсистему «отношений родителя»:
- отношение к себе как родителю;
- отношение к ребенку;
- стиль семейного воспитания.
Учитывая то, что воспитательная деятельность направлена на достижение воспитательной цели (ближней, дальней, глобальной, конкретной), а воспитательное действие – на решение локальной задачи, важно говорить о сформированности и эффективности только в соотнесении с мотивационно-потребностной сферой личности. Предполагается, что процесс самоподкрепления особенно важен для поддержания деятельности на протяжении длительного времени, когда отсутствует внешнее подкрепление. Благодаря внутренним самооценочным реакциям типа похвалы и вины человек может вознаграждать себя за следование стандартам или нормам поведения или наказывать себя за их нарушение.
Анализ и обобщение психолого-педагогических источников позволяет предположить, что мотивационно-потребностная сфера отцовства представлена четырьмя видами мотивации, свидетельствующими о разной степени эффективности реализации мужчины в роли отца. Так, сформированность мотивационно-потребностной сферы отцовства проявляется в доминировании мотивации в саморазвитии, самоусовершенствовании – т.е., стремление к реализации личностного потенциала (запасу жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином жизни и обстоятельств, раскрытие новых способностей, испытание своих возможностей. Другой мотив отцовства - достижения высоких результатов в развитии ребенка, в отношениях с ним, также говорит о внутренней готовности отца и наличии позитивной воспитательной цели. Мотив отцовства - получение социального одобрения относится к группе общественно значимых мотивов, он связан с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом.
О несформированности мотивационно-потребностной сферы отцовства, как воспитательной деятельности может свидетельствовать такой мотив как: мотивация самоутверждения (мотивация власти). Данный вид мотивационной направленности слабо определяет цель воспитания, размывает результат воспитательной деятельности в целом (табл. 2).
Таблица 2. Сформированность мотивационно-потребностной сферы отцовства
Мотивационно-потребностная сфера отцовства
Характеристика мотивации
Эффективная мотивация отцовства
Мотивация саморазвития, самосовершенствования, самореализации
Стремление к реализации личностного потенциала (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином жизни и обстоятельств, раскрытие новых способностей, испытание своих возможностей
Мотивация достижения высоких результатов в развитии ребенка, в отношении с ним
Одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью добиваться успехов и избегать неудач. Мотивация достижения является побочным продуктом более фундаментальных социальных мотивов «стремление к повышению уровня собственных возможностей».
Мотивация социального одобрения
Данный мотив относится к группе общественно значимых мотивов, мотив, связанный с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом.
Неэффективная
мотивация отцовства
Мотивация самоутверждения
Потребность иметь преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее и т.п.). Стремление к власти и её демонстрации. Стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным только в себе, в своих силах и способностях.
Теоретический анализ психологии отцовства убедил в том, что основной функцией отца является обеспечение необходимого уровня социального развития ребенка, создание условий для его успешной социализации. Данное понимание приближает весь процесс воспитательного взаимодействия отца ребенка к единому пониманию его результата, а именно социальному развитию ребенка.
Развитие личности - это единый процесс социализации, когда ребенок осваивает социальный опыт, и индивидуализации, когда он определяет собственную позицию, противопоставляет себя другим, проявляет самостоятельность путем установления все более широких отношений, он проверяет себя.
Формирование личности есть процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов. Внутренние, связанные с собственными физиологическими изменениями, усилиями по самоизменению, активностью в освоении окружающей среды, интериоризацией и личностным усвоением социального опыта, культуры, то есть тем, что составляет собственно человеческую основу развития. Внешние, связанные с теми или иными влияниями на личность, в том числе, воспитанием.
Наличие вышеуказанных характеристик, свидетельствует о достижении эффективности воспитательной деятельности и важного её результата – высокого уровня социального развития ребенка.
Следующим компонентом воспитательной деятельности, являются действия отца. Успешность и правильность воспитательных действий означает способность обеспечить успех деятельности. Правильность или эффективность воспитательного действия является понятием (свойством) относительности. Правильность воспитательного действия оценивается относительно поведенческой представленности и той или иной цели воспитания. Эффективным является действие, благодаря которому достижение цели воспитания облегчается или становится возможным, оно безопасно и не ведет к нарушениям состояния или развития личности. По аналогии не эффективным, действие, которое делает цель воспитания не достижимой или затрудняет развитие личности.
Предпосылками эффективных воспитательных действий, как и деятельности в целом принято считать его экономизацию (отсутствие серьезных физических, психических и др. энергозатрат, например четкость и лаконичность требований), подготовленность (наличие модели деятельности, знание сути воспитательного действия, его последствий), оснащенность (сопровождение действия наглядными образцами, предметами помогающими усвоить знание) [3].
С точки зрения А.С. Захарова, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.Я. Варги, В. Сатир и других психологов, стиль воспитания ребенка и родительское отношение, относятся к показателям эффективности воспитательной деятельности и являются ведущими факторами развития ребенка. От стиля взаимодействия родителя с ребенком, зависят и воспитательные возможности семьи. Положительно окрашенные эмоциональные контакты ребёнка с родителями облегчают воспитательные воздействие на него, отрицательные же напротив, затрудняют. Стиль воспитания оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Общение, основанное на доверии и уважении детей, способствует формированию у них чувства собственного достоинства, развивает максимальную самостоятельность, доброжелательность. Приказной стиль, формирует скрытность, озлобленность, жестокость, низкий уровень человеческого достоинства, безинициативность, привычку к слепому подчинению [12;16].
Глубокий анализ и обобщение трудов отечественных и зарубежных психологов, позволяют выделить признаки эффективного отцовства (табл. 3).
Таблица 3. Признаки эффективного отцовства
Название критерия
Признаки
Цель-результат воспитательной деятельности
Субъектные свойства личности
Субъект самосознания
Позитивный образ «Я» и адекватность самооценки
Субъект общения
Удовлетворенность и минимальная эмоциональная дистанция в отношениях с родителями; оценка семейной ситуации как благоприятной
Субъект деятельности
Развитость социальной и познавательной рефлексии, адекватная (внешняя) активность в общении, адекватное социальное поведение, готовность к коллективным формам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации мирным путем), принятие и соблюдение социальных норм.
Хорошая обучаемость, сформированность основных способов игровых, учебных действий (рефлексия, кодирование, перенос, прогнозирование). Успешность в игровой и учебной деятельности.
Мотивационно-потребностная основа отцовства
Мотивационно-потребностная сфера отцовства
Стремление к саморазвитию, самообразованию в области родительства, осознание родительской ответственности, стремление к достижению высоких результатов развитии ребенка
Отношение к ребенку
Эмоциональное принятие ребенка, позитивные чувства и эмоциональный фон во взаимодействии, стремление к контакту, доверие ребенку, его силам и возможностям, удовлетворенность отношениями в целом
Стиль семейного воспитания
Умение эффективно действовать, требует специального обращения к задаче и связано с предварительной подготовкой. В данном случае речь идет как о внешнем, так и о внутреннем обеспечении эффективности, она может достигаться в результате подражания за эффективными действиями, так и в результате собственного целенаправленного обучения.
Таким образом, проведенный анализ признаков и критериев сформированности и эффективности отцовства, позволил сформулировать ряд выводов: Сформированность мотивационно-потребностной сферы отцовства связана с мотивацией в саморазвитии, самоусовершенствовании – стремлениии к реализации личностного потенциала; достижении высоких результатов в развитии ребенка, в отношениях с ним, стремлении к получению социального одобрения. О несформированности мотивационно-потребностной сферы отцовства, как воспитательной деятельности, может свидетельствовать такой мотив как мотивация самоутверждения (мотивация власти); Основной функцией отцовства как воспитательной деятельности является социальное развитие ребенка, создание условий для его успешной социализации. О сформированности отцовства как воспитательной деятельности свидетельствуют высокий уровень развития ребенка как субъекта самосознания, субъекта общения и субъекта деятельности; В качестве эффективных воспитательных стратегий и действий отца выступают: ориентированность на субъект-субъектные отношения с ребенком, что выражается в выборе сотрудничества как стиля семейного воспитания: учет возрастных возможностей и состояния ребенка при построении взаимодействия, оказание поддержки. Эмоциональное принятие родительской роли; способность воспринимать состояние ребенка, понимание причин состояния, умение воздействовать на поведение, состояние ребенка и проявление эмпатии по отношению к нему, как оценка своей родительской компетентности, последовательность в своих требованиях.
Содержательный процесс и модель формирования эффективной воспитательной деятельности отца должны быть сориентированы на интегральное единство и взаимодействие всех компонентов, входящих в структуру воспитательной деятельности, и способствовать качественному изменению всех компонентов воспитательной деятельности; Формирование воспитательной деятельности отца будет эффективным при соблюдении определенных психолого-педагогических условий; Критерии эффективности этого процесса должны быть детерминированы единством мотивационно-потребностного, исполнительного и контрольно-оценочного компонентов воспитательной деятельности отца.
Литература:
1. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: дисс.… канд. психол. наук [Текст] / Т.В. Архиреева. - М., 1990. – 169 с.
2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках [Текст] / Б.З. Вульфов. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 288 с.
3. Габай Т.В. Деятельностная теория учения и проблема подкрепления [Текст] / Т.В. Габай // Вест. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. - 1998. - № 2.- С. 31-43.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 208 с.
5. Дружинин В.Н. Семья в советской и постсоветской России и ее соотношение с православной моделью семьи [Текст] / В.Н. Дружинин // Психология семьи: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах, 2002.
6. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе [Текст] / И.С. Кон // Советская этнография. – 1987. - № 6. – С. 26-33.
7. Нестерова Е.А. Формирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей младших школьников [Текст] / Е.А. Нестерова: Дис. канд. психол. наук .-Курган, 2005.- 219 c.
8. Овчарова Р.В., Демчук Н.А. Влияние структуры родительской семьи на психологическую готовность юношей к отцовству [Текст] / Р.В. Овчарова, Н.А. Демчук // II Межрегиональная конференция «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики». - Казань, 2006.
9. Овчарова Р.В., Токарева Ю.А. Отцовство как ценность и сфера самореализации личности [Текст] / Р.В. Овчарова, Ю.А. Токарева // Психологические проблемы современной семьи: материалы международной научной конференции. – М., 2009. – С. 434 – 439.
10. Овчинникова И.Г. Отцовство [Текст] / И.Г. Овчинникова. – М.: Знание, 1990. – 79 с.
11. Салливэн С. Адамс Энциклопедия для отцов [Текст] / С. Салливэн. – Перереботанное издание. Москва: Центр общечеловеческих ценностей, 1999. – 344 с.
12. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту [Текст] / В. Сатир. – М.: Апрель Пресс, 2000. – 320 с.
13. Спок Б. Разговор с матерью [Текст] / Б. Спок /пер. с англ. - М.: Знание, 1987. – 240 с.
14. Фромм Э. Искусство любить [Текст] / Э. Фромм.- СПб.: Азбука, 2001. - 224с.
15. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, 2005. – 512с.
16. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и семейной психотерапии [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 1996. – 342с.
https://psy.su/materialy/
Автор
Токарева Юлия Александровна
доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры управления персоналом и психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Екатеринбург